Цель_психологической_подготовки

Цель_психологической_подготовки

Основные цели, задачи и виды профессиональной психологической подготовки

В соответствии с приказом МВД России № 660 от 02.09.2013 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» п. 5.5 психолог подразделения «проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния». А в соответствии с приказом МВД России № 80 от 11.02.2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» морально-психологическая подготовка является основной формой морально-психологического обеспечения, представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам, к каковой и относится психологическая подготовка. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти Российской Федерации, научных учреждений, общественных объединений, входящих в состав внештатных лекторских групп органов, организаций, подразделений МВД России.

Исходя из вышесказанного – психологическая подготовка это специальный раздел морально-психологической подготовки, направленный на формирование у сотрудников полиции психологических знаний и компетенций, необходимых для эффективного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Именно эффективная организация психологической подготовки способствует формированию у сотрудников полиции психологических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять задачи, стоящие перед органами внутренних дел Российской Федерации.

Целью психологической подготовки является выработка у сотрудников органов внутренних дел психологических знаний, умений и готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, в интересах повышения эффективности выполнения своих обязанностей в штатных и экстремальных условиях.

Задачами психологической подготовки сотрудников являются изучение и формирование:

· необходимых психологических знаний для адекватной оценки и учета негативных психологических факторов в процессе оперативно-служебной деятельности;

· профессионально важных психологических качеств (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и др.);

· психологической устойчивости в процессе преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;

· психологической готовности к применению огнестрельного оружия;

· умения использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач.

Психологическая подготовка с руководящим составом органов, учреждений и подразделений внутренних дел ориентирована на повышение его психологической компетентности путем формирования и отработки:

· психологических приемов и способов, обусловливающих эффективность руководства служебными коллективами (создание благоприятного социально-психологического климата, предупреждение конфликтных ситуаций, проведение индивидуальной психологической работы, совершенствование стиля руководства и другие вопросы психологии управления);

· психологической устойчивости к стрессовым ситуациям управленческой деятельности;

· умений, практических навыков, а также современных средств, методов и форм ведения работы с личным составом (в т. ч. по укреплению законности и дисциплины) с использованием достижений прикладной психологии.

Система морально-психологической подготовки содержит в себе следующие элементы: правовое; кадровое; методическое (научно-методическое); материально-техническое; организационное обеспечение.

Правовая составляющая системы психологической подготовки представлена ведомственными нормативными правовыми актами и документами, определяющими порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Кадровая составляющая системы психологической подготовки определяет субъектов, реализующих этот вид подготовки. Занятия по программе профессиональной психологической подготовки с личным составом проводятся психологами. В образовательных учреждениях МВД России учебный процесс (в отношении переменного состава) осуществляется преподавателями психологических дисциплин.

Методическая составляющая системы регламентирует содержание психологической подготовки в органах внутренних дел, формы и методы проведения занятий, психологические приемы повышения эффективности оперативно-служебной, служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса.

Основной формой морально-психологического обеспечения (МПО) в органах внутренних дел является морально-психологическая подготовка (МПП), представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач [45] .

От уровня ее сформированности зависит отношение сотрудника к труду, к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологические знания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологические мотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности, ее сознания, психологии, профессиональной культуры и образованности.

Подход к организации и проведению морально-психологической подготовки выражается в построении ее как целостного педагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки. Морально-психологическую подготовку сотрудников следует рассматривать как вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и правоохранительными органами.

Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.

К основным задачамморально-психологической подготовки относятся:

­ подготовка сотрудников к решению оперативно-служебных задач;

­ формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и присяге;

­ развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;

­ формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений вседозволенности, неправомерного применения силовых методов;

­ формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;

­ сплочение коллективов органов внутренних дел на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности, чести;

­ повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.

Содержание морально-психологической подготовки определяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него могут входить также разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника, должностного лица; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника, с гражданами; морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения сотрудника в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в работе сотрудника над собой.

Как видно из целей, задач и содержания МПП — это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением. Морально-психологическая подготовка — часть системы воспитания личного состава.

Морально-психологическая подготовка, имея общую основу для всего личного состава, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные видыМПП:

­ по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);

­ по специальностям: МПП личного состава оперативных подразделений, специальных отрядов, инспекторов ГИБДД, участковых уполномоченных полиции и др.;

­ по категориям личного состава: МПП рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного, начальствующего, руководящего состава;

­ по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и др.

Особенности содержания морально-психологической подготовки начальствующего и руководящего состава могут включать, например, дополнительно такие вопросы:

­ значение и сущность морально-психологической подготовленности руководителя;

­ цели, задачи, содержание, организация и методика морально-психологической подготовки в правоохранительных органах;

Читайте также:  Фигура_морковка_фото_женщин

­ особенности формирования у подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств;

­ морально-психологические факторы в управленческой деятельности руководителя;

­ влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность подчиненных, морально-психологические последствия административно-командного стиля управления;

­ морально-психологическое влияние на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведения, принимаемых решений;

­ морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными;

­ морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом;

­ морально-психологические аспекты руководства профессиональной деятельностью персонала;

­ особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных задач и к действиям в экстремальных условиях.

Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организацией и проведением по двум теснейшим образом связанным направлениям:

­ МПП в ходе службы и решения профессиональных задач;

Цель психологической подготовки

Экстремальное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояний нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий.

Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи;

2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;

3) ; быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;

4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психическо­го напряжения.

Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в -соревновании максимально возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование •функций, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

Речь потому идет о результатах, адекватных возможностям спорт­смена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь сос­тавной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической. При низком уровне раз­вития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда или спортсмен не может добиться высоких спортивных достижений, результат будет адекватным возможностям, т.е. невысоким.

Суммарное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояний нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий. Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи;

2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок;

3) быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и, не колеблясь, их осуществлять;

4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психическо­го напряжения.

Достичь этого можно лишь в результате соответствующей психологической подготовки. Таким образом, целью психологической подготовки спортсменов к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата; б) противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

23.2. Виды психологической подготовки

Принято различать три основных вида психологической подгото­вки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятель­ных задач:

1) общая психологическая подготовка;

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конк­ретного соревнования.

О6щая психологическая подготовка в обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам.

Общая психологическая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня актива­ции, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распреде­ления внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физи­ческие усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному сорев­нованию) посредством словесно-образных моделей.

Наиболее употребительными сейчас являются такие специализированные системы психических воздействий как психомышечная тренировка (ПМТ) и ментальная тренировка (МТ).

В процессе овладения ПМТ осваиваются два главных психофизических фактора, лежащих в основе самогипноза: 1) погружение себя в контролируемое сознанием сноподобное гипноидное, «экранное» состояние головного мозга, когда он обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации, 2) оперирование (медитирование) в таком состоянии теми словами и их мысленными образами, которые необходимо заранее подобрать для решения конкретной задачи саморегуляции.

Термин «ментальная тренировка» употребляется в разных значениях. Психологи спорта США и Канады «ментальной тренировкой» фактически любое целенаправленное и специально организованное психическое воздействие на спортсмена в процессе его подготовки к соревнованиям. В нашей стране этому термину обычно придают первоначальное языковое значение: умственная, познавательная (когнитивная) подготовка. Подразумевается система вербальных (в меньшей степени образных) воздействий на сознание спортсмена с целью оптимизации психических процессов и повышения психической дееспособности индивида.

Один из ведущих специалистов в области ментального тренинга шведский психолог Л.-Э.Унесталь считает, что ментальной тренировкой можно называть систему сознательного самопрограммирования достижения успеха, как в спорте, так и в жизни, на базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга.

Ментальную тренировку следует понимать как комплекс психических средств, включающих:

— распознавание и оценку окружающей ситуации;

— контроль психофизиологических и поведенческих реакций;

— приёмы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Такая комплексная ментальная тренировка позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую деятельность и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.

Специальная психологическая подготовка направлена, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности.

Специальная психологическая подготовка направлена на решение следующих частных задач:

— ориентация на те социальные ценности, которые явля­ются ведущими для спортсмена,

— формирование у спортсмена психических «внутренних опор»,

— преодоление психических барьеров, осо­бенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником,

— психологическое моделирование условий предстоящей борьбы,

— создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием.

Психологическая (психическая) защита является специальной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такая защита спортсмена от негативных воздействий в ходе соревнования представляет собой срочные психолого-педагогические вмешательства со стороны тренера (хотя может быть и своего рода самозащита в виде срочного использования средств саморегуляции), направленные на изменение негативного состояния спортсмена или компенсацию такого состояния. Психологическую защиту обычно связывают с формированием эмоциональной устойчивости, уверенности, целенаправленности, т.е. в конечном итоге надежности спортсмена. Подобные психологические мероприятия направлены на создание психической защиты против негативных воздействий психически напряженных ситуаций и на разработку стратегии «выхода» на оптимальное состояние спортсмена.

Психологическая подготовка спортсмена к каждому конкретному соревнованию начинается с того момента, когда он узнает о возможности (или необходимости) своего участия в этом соревнова­нии, а кончается последним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:

первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т. д.);

второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного за­бега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);

третий период — от начала первого этапа соревнования до окончания финала.

Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач.

Задачи первого периода:

1) предварительный сбор информации о соревновании;

2) предварительный сбор информации о соперниках;

3) постановка (на основании переработки собранной информации) цели участия в соревновании и определение общих задач;

Читайте также:  Девушка_в_платье_арт

4) программирование средств решения общих задач (в данном случае речь идет о средствах достижения цели), постановка частных задач и программирование на основе содержательного анализа средств ихрешения.

На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель не бывает (за редким исключением) легко достижимой. Чтобы добиться ее, приходится и при подготовке к соревнованию и особенно в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагать значительные, часто и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсмена должна быть сформирована установка, выражающаяся в его психологической готовности к таким усилиям. Установка эта, может быть сформирована в том случае, если поставленная соревновательная цель обладает общественной и личной значимостью, т. е. если достижение ее желанно для спортсмена. Это первый, признак правильно поставленной цели. Вторым признаком является достоверность цели, т.е. возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив цель, спортсмен определяет общие задачи, которые необходимо решить, чтобы, добиться цели, — показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу.

Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения — очень важная часть подготовки к соревнованию. Успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством саморегуляции действий спортсмена в зависимости от целей и условий деятельности.

Саморегуляция, как всякий процесс управления в любой системе, включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы. В разных видах спорта программы различны. Представители любого вида спорта программируют свои собственные движения и действия — это первая ступень программы. Ею ограничивается, по сути дела, программа тяжелоатлета, гимнаста, прыгуна в высоту, метателя, фигуриста. Бегун, велосипедист, гребец, а особенно боксер, борец, фехтовальщик включают в свою программу еще одну ступень: они программируют кроме собственных действий еще и действия соперников. Например, бегун стартует на середине дистанции, чтобы заставить соперника изменить удобный график бега; боксер умышленно, открывается, чтобы вызвать соперника на атаку; борец принимает такую стойку, которая вынуждает его соперника стремиться к определенному захвату и т. п. Футболист, хоккеист, волейболист, баскетболист включают в свою программу кроме двух названных еще и третью ступень: они программируют действия своей команды и команды соперника.

В создание программы любого уровня входит моделирование при помощи как натурных, так и словесно-образных моделей. На этих моделях «проигрываются» те действия, которые прогнозируются спортсменом в качестве средств достижения соревновательной цели. Но для составления программы необходима информация более обширная, чем для постановки цели. Теперь спортсмен нуждается в дополнительных сведениях. Где будут проходить соревнования? В какое время суток? Каков распорядок соревнований? Как они будут организованы? Кто из товарищей будет в них участвовать? Будет ли на них личный тренер? Кто будет руководителем и представителем команды? Критически осмыслив всю эту информацию, спортсмен приступает к словесно-образному моделированию. Это сложный и ответственный момент.

Спортсмен с максимально возможной полнотой и отчетливостью представляет себя в условиях предстоящего соревнования. При этом он должен «видеть» их не застывшими, а меняющимися, «ощущать» состояние своего организма, «чувствовать» свое эмоциональное состояние, «воспринимать» реакции зрителей, судей, тренеров, товарищей по команде, «бороться» с противниками. И все это не один раз и не одинаково. Всегда словесно-образное моделирование сопровождается как можно большим числом вопросов («А если произойдет то-то?») и ответов («Тогда придется сделать то-то»). При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент (в первом периоде подготовки к соревнованию) он может быть не готов еще к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него еще есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задачу, правильно оценив свои возможности (и имеющиеся, и потенциальные). Вот здесь-то и проявится влияние психологической подготовки к соревнованию на физическую, техническую и тактическую подготовку к нему или, точнее, неразрывная связь всех видов предсоревновательной подготовки.

Сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования. Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Для сохранения нервно-психической энергии полезно переключать внимание, мысли на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Однако по мере приближения момента старта делать это становится все более трудно: спортсмен уже не может думать, о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен направит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных приемов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

Существует противоречие между жестко запрограммированной: целью соревновательной деятельности и средствами ее достижения, а также между вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки. Сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать средства ее достижения, т. е. стремится оставить программу неизменной. В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими помехами корректи­ровать программу и даже решительно изменять ее. Такое противо­речие может привести спортсмена к состоянию, называемому в пси­хологии конфликтным, при котором человек не знает, как ему по­ступить, колеблется, когда нужно быстро принять решение и сразу приступать к его практическому осуществлению. Выйти из этого конфликтного состояния можно, создав экстренную словесно-образ­ную модель соревновательной ситуации и сравнив ее с моделью-эталоном, сделанной в предыдущих периодах психологической под­готовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих двух моделей должно побудить спортсмена придерживаться в основном ранее принятой програм­мы. Существенная разница между ними заставляет спортсмена изменить программу «на ходу».

Обеспечение отдыха между соревновательны­ми стартами — весьма трудная задача третьего периода психо­логической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся: в течение нескольких дней, в других — спортсмену в один день при­ходится несколько раз принимать старт. По мере приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, поедин­ками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточ­ной физической и нервно-психической энергии. Чтобы этого не про­изошло, надо специально организовывать отдых между соревнова­тельными действиями. Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключение на занятия, не связанные с соревнованием, использование аутогенной, психорегулирующей или психомышечной тренировки. Все эти мероприятия следует про­водить в некоторой изоляции. Во всяком случае, надо стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшает число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии. По этим же причинам не следует сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на частных неудачах, вызванных этими ошибками. Тщательный их анализ лучше провести после окончания соревнований.

Понятие психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.

Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:

· повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;

· развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Читайте также:  Ноющие_боли_слева_в_боку

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

· профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

· подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

· развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

· психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка ныне — важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел.

Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел — это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Сама психологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:

· формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;

· развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;

· формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

· совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;

· формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

· формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

· формирование волевой активности и навыков волевых действий;

· подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью. По всей видимости, это является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь — формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к профессиональной деятельности.

Это также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости к всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных действий.

Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств. Эти качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения. Проведенные исследования (Столяренко А.М., Волков А.А., Сапарин О.Е., наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения, зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Важным компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения, которые используются с целью добывания необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи, в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои действительные качества и состояния, цели общения.

Совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами. Конфликтные ситуации в процессе общения с гражданами являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Поэтому весьма важным является формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в частности и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

Формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности. В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Формирование волевой активности и навыков волевых действий. В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе. Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется также тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это в свою очередь сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники были ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

Ссылка на основную публикацию
Худые_ставшие_качками
«У всех есть миссия — накормить тебя». Худые парни и качки ответили на вопросы из Google Качки бреют ноги? А...
Хочу_потолстеть_быстро_девушке
Как быстро набрать вес девушке Не все представительницы прекрасного пола мечтают похудеть. Есть немало девушек, желающих стать женственнее, а для...
Хочу_похудеть_на_10_килограмм
Как похудеть на 10 кг за разные сроки: варианты от 7 дней до 2 месяцев Если за праздники набрали пару...
Худые_стройные_девочки
6 ошибок при выборе свитера, которые превращают стройных девушек в толстушек Получайте на почту один раз в сутки одну самую...
Adblock detector