Человек_средних_лет

Человек_средних_лет

Психология среднего возраста

На протяжении десятилетий отечественная психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В зарубежной психологии в основном представлены описания случаев из психотерапевтической практики (Холлис Дж., 2002; Шихи Г., 1999; Юнг К.Г., 1996; Ялом И., 2004 и др.). В отечественной психологии средний возраст (зрелость) в основном изучался с точки зрения профессионально-личностного развития в русле акмеологии (Бодалев А.А., 1999; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003 и др.). Однако наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, посвященных изучению личностных характеристик проживания периода середины жизни (35-45 лет).

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

​​​​​​​Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин. Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Эрик Эриксон теоретически допускал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в среднем возрасте заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исследовний в Австрии, пришла в выводу, что в среднем возрасте люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В среднем возрасте они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили. Существуют и так называемые профессиональные границы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов—подъемов» может быть даже несколько.

Для более глубокого понимания особенностей психологии лиц среднего возраста рассмотрим некоторые другие наиболее важные характеристики.

Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что средний возраст — это период, в котором повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди среднего возраста испытывают убывание физической силы, физической выносливости и физической привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.

Интеллект. Хотя исследования Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исследований возрастных изменений умственной способности, который провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».

Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исследованиях женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.

Что касается психологического развития, то исследования обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б.Инельдер и Ж.Пиаже в «Развитии логического мышления», более высоким стадиям морального развития по Л.Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К.Кулен, и, как предполагает Р.Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. Для взрослого возраста характерно и социальное развитие.

Самоотношение и его место в структуре личности. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс и др. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Ценностно-смысловая сфера. Осмысленность жизни рассматривается как энергетическая характеристика смысловой сферы, мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Смысловая сфера личности характеризуется отношением человека к себе, окружающему миру, собственному прошлому и будущему, осмыслением жизни и смерти в целом; обеспечивает субъектную активность личности, развивается и усложняется при включении личности в различные сферы общественной деятельности. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет ему преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни личности. Этот аспект жизни рассматривали в своих работах А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.Франкл и др.

Социально-политическая характеристика. Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальное положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физические активы. Средний возраст — это период, когда зачастую женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практических умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с некоторыми мужчинами среднего возраста, с которыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исследования старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены общества, вносящие важный вклад в качество жизни.

Читайте также:  Когда_лучше_принимать_тамоксифен

Исследования психологических особенностей лиц среднего возраста в разных странах дают различные результаты. Наиболее известные работы в этой области представил Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Р.Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» [32, 17].

Исследователи, которые разделяют точку зрения Р.Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит К.Рифф, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020

Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.

Понятие взросления

Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.

Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.

В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:

  • совершеннолетие;
  • возраст вступления в брак;
  • трудоспособный;
  • репродуктивный;
  • пенсионный.

В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.

Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.

Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.

В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.

Понятие о возрастных категориях

Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.

В экономике принята классификация из 3-х групп:

  • дотрудоспособный;
  • трудоспособный;
  • послерабочий.

Возрастные категории людей по ВОЗ

Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.

Он разбил население на 3 основных группы:

  • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
  • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
  • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.

Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.

Возрастная классификация в России

Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.

Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.

Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.

В этом документе периоды утвердили следующим образом:

  • от 45 до 59 — зрелый возраст;
  • преклонным называли промежуток между 60 и 74;
  • категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
  • под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.

Современная демографическая структура в России характеризуется так:

Название группы Количество лет
Новорождённые от 0 до 7 дней
Грудные от 7 суток до 12 месяцев
Ясельный период от года до 3 лет
Дошкольный период от 3 до 7
Отрочество от 7 до 17 лет
Молодежь от 17 до 30 лет
Зрелые от 30 до 55 лет
Пожилые женщины — 55+;

мужчины — 60+

Долгожители 80+

Мировой стандарт ВОЗ

Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.

Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.

Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.

Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.

По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.

Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.

Она насчитывает 8 основных групп:

  • раннее детство – возраст до 1 года;
  • дошкольный период – от 1 до 4 лет;
  • школьный период – от 5 до 14;
  • юность – от 15 до 24;
  • возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
  • зрелый период – от 45 до 65;
  • ранняя старость – от 65 до 75;
  • старость – 75 и старше.

По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:

Название группы Количество лет
Молодой возраст от 18 до 44 лет
Средний возраст от 45 до 59 лет
Пожилой возраст от 60 до 70 лет
Старческий возраст от 75 до 90 лет
Долголетие 90+

Биологический возраст

Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».

Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.

На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.

Цели ВОЗ в данной сфере

В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.

Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.

Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 45 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.

Видео о возрастных категориях

Что такое старость и старение:

Очень интересные исследования на тему цикличности личности человека.Я предлагаю ещё один вариант.
1).Начало — рождение
2).Становление — детство,отрочество
3).Выбор — юность
4).Действие — а).совершеннолетие
б).вступление в брак
в)трудоспособный
г).репродуктивный
5).Пожилой — д).пенсионный с 60 лет
6).Старческий — с 70 лет
7).Долгожительство — с 80 лет

Средний возраст и кризис у мужчин и женщин

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня речь пойдет о среднем возрасте и свойственном ему кризисе. Раз вы нашли данный материал, то, вероятно, начали подозревать или испытывать какие-то личностные изменения. Вы думаете, что они обусловлены возрастом? Возможно. Чтобы разобраться – читайте далее.

Период среднего возраста (взрослости) трактуется по-разному относительно его возрастных этапов. Так, например, Д. Векслер называл средней взрослостью период от 20 до 35 лет, Д. Бромлей – от 25 до 40 лет, Д. Биррен – от 25 до 50 лет. А согласно международной классификации, средний возраст – это жизненный период от 36 до 60 лет.

Обобщенно и с позиции социального подхода, а не психофизиологического, в научной литературе встречается еще одна трактовка границ среднего возраста. Она более обобщенная и индивидуальная для каждого человека: с момента получения профессионального образования и до ухода на пенсию.

Таким образом, средний возраст – это середина взрослости. Выделяют раннюю взрослость (18-22 – 30 лет), среднюю (30 – 40-45 лет) и позднюю (40-45 – 55-60 лет). Можно сказать, что это своеобразный переходный момент от молодости к старости. С одной стороны, человек еще ощущает себя как молодежь, но с другой стороны, понимает, что его время уходит. Приближается старость, на работу приходят новые кадры, да и силы у организма уже не те. Но так ли это на самом деле?

Резюме

Для начала, уважаемые читатели, я хочу через основные понятия возрастной психологии кратко познакомить вас с рассматриваемым в статье феноменом.

  • Социальная ситуация развития: принятие на себя полноты ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
  • Ведущая потребность среднего возраста – быть востребованным (на работе, дома, в кругах младшего поколения и так далее).
  • Ведущий вид деятельности: трудовая, коммуникативная и семейная.
  • Специфика общения и коммуникативных связей: профессиональное общение, усвоение супружеских и детско-родительских отношений.
  • Новообразования возраста (новые характеристики): построение стратегий жизни, смысложизненные решения, феномен акме (пик развития), новый уровень интеллектуального развития, феномен родительства.
  • Возрастные кризисы: тридцати лет (поиск смысла жизни, коррекция стратегии и плана жизни, изменение ориентиров); сорока лет (переоценка ценностей, ощущение потери молодости, сомнения в правильности прожитой жизни).

Выраженность, продолжительность и успешность разрешения кризиса зависят от характера течения предыдущего возрастного периода, индивидуальных особенностей личности, жизненных обстоятельств.

Специфика среднего возраста

В рамках возрастной психологии период взрослости, в том числе средней, изучен наименьшим образом. Однако можно выделить несколько опорных мыслей.

  1. Все стороны личности развиваются примерно одинаково. Под этим подразумеваются продолжающиеся физические, психические и личностные изменения. Для сравнения приведу такой пример. Наиболее ярким представителем неравномерного развития ресурсов человека является подростковый возраст: стремительный рост тела, гормональная перестройка, но отстающее от них профессиональное и интеллектуальное развитие.
  2. Взрослость предполагает социальную и юридическую зрелость. Под этим подразумевается соблюдение своих обязанностей, получение прав, несение ответственности за свои поступки и слова, возможность занимать какой-либо социальный и профессиональный статус.
  3. Главный психологический элемент среднего возраста – восприятие самим человеком себя как взрослого и отношение к себе и своему возрасту.

Из последнего и вытекает кризис среднего возраста. Эрик Эриксон, известный психолог и психотерапевт, отметил, что средний возраст – не просто очередной жизненный этап и возрастной период, а непосредственный экватор всей жизни человека.

Кризисы

Кризис – невозможность дальнейшей жизни в прежнем статусе; невозможность преодоления препятствия привычными действиями.

Трактовка среднего возраста как экватора говорит сама за себя и намекает на содержание кризиса. Происходит оценка пройденного пути и построение на основе имеющегося «материала» будущей жизни. Индивид оценивает свои успехи в личной, профессиональной и общественной жизни. Нередко сравнивает с ровесниками.

Что важно, свои достижения он пропускает через собственную призму мировоззрения. Кризис возникает в том случае, если личные потребности, желания и опыт расходятся. То есть в чьих-то глазах человек может выглядеть успешным, а в своих – никчемным.

  • Первый кризис среднего возраста, согласно теории психолога Дэниела Левинсона, наступает в 29-32 лет. Проявляется пересмотром ценностей и сути жизни. Возникает потребность в подведении итогов и одновременно в переменах.
  • Второй кризис возникает в 40-42 года. Он базируется на вопросе личности «Что я могу дать другим людям, новому поколению?» Чаще всего возникает противоречие между мечтами юности, целями молодости и реальностью зрелости.

Иногда возникает только один кризис на каком-либо этапе, включающий в себя элементы обоих из выше названных. Кризис среднего возраста по-другому называют мотивационным кризисом («А зачем?», «А смысл?»).

Кризисы взрослости имеют несколько отличительных особенностей (в сравнении с детскими возрастными кризисами):

  1. Больше осознаны, но при этом скрыты.
  2. Возникают реже.
  3. Больше привязаны к индивидуальной линии жизни, нежели возрастной линии.
  4. Обусловлены физиологическим, социальным, психологическим и гендерным фактором.

Основное, что нужно понять про кризис среднего возраста – это крайне субъективное и индивидуальное явление, основанное на удовлетворенности (неудовлетворенности) ведущей потребности. Исходя из потребности, можно сказать, что значимыми для человека являются две жизненные сферы: профессиональная и семейная. Именно от них в первую очередь зависит удовлетворенность и неудовлетворенность собой, ну и, конечно, от личностного развития.

Профессиональная сфера

В зрелом возрасте человек нередко сталкивается с пониманием того, что профессия была выбрана неправильно, отчего нужно переучиваться. Как же можно определить удовлетворенность или неудовлетворенность работой? Существует несколько опорных утверждений:

  1. На правильно выбранной работе человек устает не от самого труда, а от факторов, мешающих его выполнять.
  2. Трудовая деятельность непрерывна, сохраняется постоянная мотивация.
  3. Присутствует инициатива и сохраняется ответственность. Этот пункт часто связан с психофизиологическими особенностями личности. Пропасть инициатива может, например, еще в детстве в силу неправильного родительского воспитания. А также сам человек способен подавлять свои желания и потребности (это и есть инициатива). Например, зная, что начальство их все равно отвергнет. Третья причина безынициативности – недостаточные компетенции для их представлений и реализации.

Таким образом, дискомфорт вызывает осознание не своего дела и рутинности жизни.

Семейная сфера

В контексте кризиса среднего возраста нередко вытекает и кризис семьи. Как правило, к 30-45 годам люди уже обзаводятся семьями. Более того, многие личности уже являются родителями, притом нередко довольно взрослых детей.

Ситуация в корне меняется, если на кризис и вообще период среднего взрослого возраста накладывается подростковый период и кризис ребенка. Происходит одновременная переоценка ценностей у двух поколений. Оптимальный выход из ситуации – перестройка взаимоотношений с патронажных на партнерские.

Второй нюанс совокупности подросткового и среднего возраста – профессиональная ориентация детей:

  • Во-первых, могут возникать противоречия на фоне экономической стороны вопроса.
  • Во-вторых, родители, испытавшие и осознавшие собственную ошибку выбора, могут пытаться не сами менять профессиональную сферу, а реализовать свои планы через детей.

Личностное развитие

Эта характеристика тесно связана с двумя предшествующими. Взрослую личность определяют 3 категории:

  • забота и воспитание (создание) нового поколения;
  • продуктивная профессиональная сфера;
  • индивидуальное творчество.

То есть человек участвует в культурно-социальном прогрессе общества. Рождение детей и создание чего-то общественно-значимого (произведения искусства, литература) могут заменять друг друга.

Взрослая личность среднего возраста, как правило, обладает следующими личностными характеристиками:

  • умение брать на себя ответственность;
  • организаторские способности;
  • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • уверенность в себе и целеустремленность;
  • склонность к философским обобщениям;
  • развитая воля и устойчивость к жизненным трудностям;
  • умение отстаивать свои убеждения и придерживаться их;
  • формирование индивидуального жизненного стиля;
  • стремление и желание участвовать в общественной жизни, отдавать свой опыт и знания подрастающему поколению;
  • реальные взгляды на жизнь, трезвые ожидания, ощущение выполненного долга и устроенной жизни;
  • стабилизация социальной, финансовой и других собственных систем.

Это личностные новообразования среднего возраста. Некоторые из них формируются ближе к поздней взрослости, некоторые можно застать уже на раннем этапе взросления. Но большая часть названных характеристик приобретается личностью в период золотой середины (среднего возраста).

Еще немного о личностях, поведении и кризисе

Все люди зрелого возраста делятся на 4 типа:

  1. Стихийно-обыденный. Жизнь такого человека не организована. Ему сложно контролировать происходящие события из-за того, что он постоянно не успевает за временем. То есть человеку приходится подстраиваться под уже случившиеся ситуации.
  2. Функционально-действенный. Индивид принимает активное участие в своей жизни, организует ее, направляет. Однако это имеет ситуативный, выборочный характер. Отсутствует общий план жизни.
  3. Созерцательно-пролонгированный. Он плывет по течению, не имеет своих планов и желаний (кроме сиюминутных).
  4. Созидательно-преобразующий. Идеальный вариант поведения взрослого человека. Это успешная личность. Она в силах контролировать время и управлять им, связывать ситуации и события с общим жизненным планом.

От типа поведения зависит выраженность кризиса среднего возраста. Меньше всего кризису подвержен последний тип. Больше всего – первый. Вы спросите, почему не третий? Ответ прост: пассивный человек просто не заметит какого-либо противоречия, точнее его не возникнет. А первый испытает серьезный дискомфорт от невозможности влиять на течение жизни.

«Доминирующий основной склад» личности

Психотерапевт Бернард Ливехуд определил, что к среднему возрасту личность имеет некоторую базу, «доминирующий основной склад», на фоне которого складывается жизнь человека. Что интересно, задатки того или иного типа имеются с рождения. Автор выделил несколько типов людей и специфику течения их зрелого возраста:

  1. Исследовательский тип. Как правило, это одинокие, увлеченные идеей и накапливающие информацию люди. Цель их жизни – понять, как устроен мир.
  2. Мыслящий тип. Стремятся систематизировать полученные данные, выявить связи, предложить теории. Они не всегда следуют логике. Выискивают или создают противоречия. За это не всегда хорошо воспринимаются обществом или попадают в конфликты.
  3. Организующий тип. Взрослые люди такого типа не любят рассуждать, а любят делать. Они строят карьеру и пытаются постоянно двигаться вверх.
  4. Заботящийся тип. Название говорит само за себя. Для такой личности важно о ком-то заботиться, растить, кормить, оберегать. Прекрасно, если такой человек работает педагогом, а дома имеет полноценную семью. Тогда имеются все предпосылки для благополучной самореализации во всех сферах.
  5. Реформирующий тип. Это новаторы и первооткрыватели. Они больше других типов свободны, однако нередко бывают наказаны и не поняты. Такие люди создают культуру и развивают общество.
  6. Охраняющий тип. Противоположность предыдущему. Они стремятся все оставить как есть, максимально точно зафиксировать и передать дальше. Им прекрасно подходит профессия историка, бухгалтера.
  7. Творческий тип. Редко встречается в чистом виде. Существует мнение, что творчеству есть место в любой профессии. Такая черта, как креативность, полезна везде.

Исходя из данной типологизации и того факта, что формирование типов берет свое начало гораздо раньше среднего возраста, я смею предположить, что от направленности личности и зависит выраженность и содержание кризиса среднего возраста.

То есть что я хочу сказать? Нельзя навешивать клише. Например, ошибочно считать, что все бездетные или одинокие люди могут резко начать из-за этого страдать, достигнув среднего возраста. Некоторым это действительно не нужно. Например, организующий тип. Он скорее будет страдать, если поймет, что в работе достиг не того максимума, которого мог или хотел.

Таким образом, зрелый человек счастлив и доволен своей жизнью тогда, когда его убеждения и ценности не противоречат тому, чем он занимается; когда он самореализовался во всех сферах. Под самореализацией в данном случае подразумевается активное воплощение своих идей и ценностей с помощью своих талантов и способностей в деятельность (профессиональную и общественную), не противоречащую его системе жизненных убеждений. В противном случае возникает тяжелый кризис среднего возраста.

Средний возраст, а что дальше?

Научно доказано, что средний возраст меньше всех остальных связан с физическим возрастом. В этом и состоит трудность определения четких возрастных границ. То же, кстати, актуально для момента кризиса. Начало и продолжительность среднего возраста зависит от индивидуальных особенностей человека, пережитого опыта и окружающей его среды.

В среднем возрасте человек начинает четко понимать, что от себя и прошлого не уйдешь. Нередко приходит осознание совершенных ошибок, а вместе с ним понимание невозможности отмотать время, чтобы все исправить, изменить («Эх, меня бы сейчас в то время. Совсем по-другому бы поступил. А себе дал бы хорошего пинка»). С опытом не поспоришь. Остается принять его и сделать выводы.

Но какое неоспоримое преимущество имеет взрослость? Возможности. То есть вы не можете что-то исправить, но вы можете начать делать это по-другому. Вы устали от работы или семейной рутины? Наделите ее новыми смыслами и ценностями. Взгляните новым взглядом на привычные вещи.

Часто в среднем возрасте возникает интерес к жизни как к таковой. Человек начинает ей наслаждаться, рассматривать с новых ракурсов. Погоня за статусом, финансами и саморазвитием начинает медленно отходить на второй план. Хотя, конечно, расти во всех планах полезно всегда.

В общем, что я хочу сказать? Взрослый человек может позволить себе быть собой, делать то, что ему нравится, и так, как нравится, на основе предшествующего опыта и ситуаций, когда он делал то, что было нужно. Так что средний возраст дает прекрасную базу для новой жизни. Это своеобразное перерождение личности.

Однако с другой стороны присутствует четкое понимание ограниченности времени. Именно поэтому не нужно тратить его впустую. Каждый шаг зрелого человека должен быть ценен и полезен. В молодости все кажется безграничным: время, силы. Но уже в зрелости приходит осознание того, что это далеко не так. И это, конечно, с одной стороны печально. Но с другой стороны – таков человеческий цикл. Так давайте проживать каждый его этап достойно? Иначе в погоне за «журавлем» можно совсем ничего не заметить и не успеть.

Итоги

Быть зрелым интересно. Только подумайте, теперь вы тот человек, у которого можно спросить совета. Зрелость дает право самому выбирать, что хорошо, а что плохо. Но обратная сторона медали – ответственность за данную самостоятельность. Пожалуйста, не забывайте об этом.

Таким образом, смею утверждать, что средний возраст – поле для фантазии. Да, у вас уже не так много времени (с этим, увы, нужно примириться), но у вас много опыта и знаний.

Что касается кризиса, то его течение и преодоление не столько отличается по гендеру, сколько по индивидуальным особенностям и условиям жизни человека. В рамках этого рекомендую вам познакомиться еще с двумя моими работами по теме кризиса среднего возраста: «Кризис среднего возраста у женщин – советы психолога» и «Кризис среднего возраста у мужчин – советы психолога». В них же вы можете найти рекомендации по литературе.

Спасибо, что уделили время! Да не заденет вас кризис сути бытия! А если заденет, то держитесь достойно! Вы справитесь, я же знаю, что вы умнички.

Ссылка на основную публикацию
Чай_при_повышенном_сахаре_в_крови
Травы для снижения сахара в крови Фитотерапия или лечение травами является распространенным методом при различных заболеваниях. Многие эффективные рецепты одобрены...
Худые_ставшие_качками
«У всех есть миссия — накормить тебя». Худые парни и качки ответили на вопросы из Google Качки бреют ноги? А...
Худые_стройные_девочки
6 ошибок при выборе свитера, которые превращают стройных девушек в толстушек Получайте на почту один раз в сутки одну самую...
Чай_с_мелиссой_рецепт
8 уникальных рецептов чая с мелиссой (+польза и вред напитка) Лечебные свойства мелиссы, изысканного растения с изумительным ароматом лимона, были...
Adblock detector