Что_такое_снукер_в_спорте

Что_такое_снукер_в_спорте

Что такое снукер в спорте

Считается, что снукер был придуман полковником британских колониальных войск в Джабалпуре (Индия) Невиллом Чемберленом в 1875 году. Изначально было только четыре цветных шара, но к 1890 году их стало 6. В 1919 году правила снукера были официально установлены организацией BA & CC, а первый чемпионат мира состоялся в Бирмингеме в конце 1926 — начале 1927 года. До войны в игре доминировали британцы и австралийцы.

В 1950—1960-е года из-за отсутствия капиталов и единой организации управления снукер пришёл в упадок и стал возрождаться с конца 1970-х годов, когда игру стали спонсировать и показывать по телевидению. С сезона 1976/1977 был введён официальный рейтинг снукеристов, который обновлялся каждые три сезона (с конца 1980-х годов — каждые два сезона). С начала 1980-х стала проводиться активная популяризация этой игры в азиатских странах и регионах (особенно таких, как Ближний и Дальний Восток), а в последнее время стали организовываться показательные соревнования и в странах бывшего СССР.

Сейчас снукер популярен в англоязычных странах (особенно в Великобритании и Ирландии), а также в Китае и Австралии. Ежегодно проводятся чемпионаты мира по снукеру (с 1977 — в Шеффилде, Англия), а также различные турниры. Основные соревнования проводятся под контролем WPBSA — Всемирной ассоциации профессионального бильярда и снукера. В числе прочих можно отметить турниры, проводящихся под эгидой Matchroom Sports (президент — Барри Хирн) — такие, как Премьер-лига.

Правила игры

В начале игры на игровом столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на определённой отметке на столе. Белый шар (биток) используется для ударов по цветным шарам. Игроки должны поочерёдно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные шары остаются на столе, забитые цветные шары выставляются на свои позиции. Выигрывает тот из игроков, кто наберёт большее количество очков. В случае набора игроками (после забивания всех шаров) одинакового количества очков, фрейм доигрывается с одним чёрным шаром. В снукере возможна «патовая» ситуация, когда удары по красным шарам не способствуют продолжению фрейма. В этом случае, по соглашению игроков и рефери, фрейм начинается заново.

  • красный шар — 1 очко,
  • жёлтый шар — 2 очка,
  • зелёный шар — 3 очка,
  • коричневый шар — 4 очка,
  • синий шар — 5 очков,
  • розовый шар — 6 очков,
  • чёрный шар — 7 очков.

Наибольшее возможное количество очков за одну серию — 147 (без «свободного шара») и 155 (со «свободным шаром»). Серия в 147 очков (или в 155 очков со свободным шаром) называется «максимальной серией» или «максимальным брейком». Для получения максимального количества очков игрок должен забить все красные шары, забивая чёрный шар после каждого красного, а затем забить по старшинству все цветные шары.

Характеристика и особенности игры

Цель игры — забить как можно больше шаров и получить как можно больше очков на свой счёт в рамках правил игры. Снукер — интеллектуальная игра, в которой опытные игроки просчитывают свои действия на несколько ходов вперёд.

Снукер — это так называемая игра «выходов». Под выходом понимается то, что самого по себе попадания шара в лузу недостаточно, нужно после очередного удара поставить биток в позицию, откуда удобно забить следующий шар.

Снукер — серийная игра. Мастерство в организации выходов и расчёт позиции приводит к способности игрока строить длинные непрерывные серии ударов и за счёт этого выигрывать партию.

Отличие снукера от других видов бильярда (пул, карамболь) в значительных размерах стола и более сложных правилах. Другое отличие от пула — это принципиально иная геометрия губок луз, что предусматривает иную технику сыгрывания шаров.

Что такое снукер в спорте

Игра ведётся на прямоугольном столе размерами:

  • длина — 11 футов и 8 дюймов ± ½ дюйма 3569 мм ± 13 мм
  • ширина — 5 футов 10 дюймов ± ½ дюйма 1778 мм ± 13 мм
  • высота — 2 фута 9 ½ дюйма 851—876 мм
  • высота от игровой поверхности до верхней грани борта — 39 — 40 мм

Стол оборудован 6 лузами: 4 лузы располагаются в каждом углу стола, 2 лузы располагаются в середине каждого длинного борта. Размеры луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Всемирной ассоциацией профессионального бильярда и снукера.

На стол натянуто сукно, и игровая поверхность размечена определённым образом. На расстоянии 29 дюймов (737 мм) от короткого борта проведена прямая линия — болкерная линия. Посередине болкерной линии расположен сектор-D радиусом 11 дюймов (279 мм). Позиции всех цветных шаров отмечены точками. Короткий борт стола ближе к болкерной линии называется ближним и противоположный соответственно дальним концом стола.

Комплект для игры состоит из 15 красных шаров, 6 цветных и одного белого шара [1] — битка, диаметром 2 и 1/15 дюйма (52,5 мм) . Цветные шары устанавливаются на свои отметки на столе, а красные в треугольную пирамиду под отметкой розового ближе к дальнему борту.

  • Красный — 1 очко;
  • Жёлтый — 2 очка;
  • Зелёный — 3 очка;
  • Коричневый — 4 очка;
  • Синий — 5 очков;
  • Розовый — 6 очков;
  • Черный — 7 очков.

Другое оборудование

Игра ведётся киём, который должен быть не короче 3 футов (914 мм). Также используются особые удлинители и машинки (англ. rest ) для игры, позволяющие сыграть шары в труднодоступных местах.

Ударом белого шара (битка) в прицельный шар направить его в одну из шести луз. В случае, если шар сыгран в соответствии с правилами, игрок записывает на свой счёт стоимость шара.

Регламент

Фрейм — стартует с начального удара игрока, определяемого жребием, в исходной позиции шаров и заканчивается сыгрыванием всех шаров (клиренс — англ. clearance ), или когда поражение одного из игроков будет признано в соответствии с правилами. В дальнейших фреймах начинающий игрок определяется простым чередованием.

Читайте также:  Недорогой_диетический_салат

Игра — состоит из нечётного числа фреймов, победа в игре присуждается тому игроку, который выиграет столько фреймов, что, даже если проиграет все остальные, то уже не проиграет игру. Например, при игре до 25 фреймов победа присуждается тому из игроков, который первым выиграет 13 фреймов.

Матч — состоит из определённого организаторами соревнований количества игр, которые могут проводиться по олимпийской, круговой или иной системе.

Фрейм

Фрейм начинается с разбоя (начального удара) битком пирамиды красных шаров. Разбой производится «ударом с руки» из сектора D, то есть из любого места сектора. В принципе, игрок может уже с разбоя отправить красный шар в лузу, однако это считается неудачным началом игры — продолжение серии, как правило, маловероятно, а противник при стечении обстоятельств получает шанс начать свою серию. После разбоя право удара переходит ко второму игроку, и его задача в качестве очередного шара забить красный. После того, как забит красный, один из шести цветных должен быть избран как очередной — перед ударом по цветному игрок должен назвать судье, какой цветной шар он будет забивать. Если следующий цветной шар очевиден, то это делать необязательно. Заказанный таким образом цветной (и только он) является очередным для данного удара.

Таким образом, последовательность забивания шаров на протяжении большей части фрейма — это «красный — цветной». При этом забитый красный шар на стол не возвращается, а цветной выставляется обратно на свою отметку в соответствии с правилами. Когда все красные забиты, цветные должны забиваться в порядке возрастания их стоимости: жёлтый, зелёный, коричневый, синий, розовый, чёрный.

Непрерывная последовательность забитых шаров одним игроком называется серией (или без перевода — брейк, англ. break ). В идеале серия может состоять из 15 красных шаров + 15 чёрных + 6 цветных = 15×(7+1) + 27 = 147 очков. Это так называемая максимальная серия (англ. maximum break ). На практике, однако, игроки могут набирать и больше очков из-за штрафов и правила свободного шара. Очередным ударом игрок может забить более одного красного шара, при этом получит на счёт столько очков, сколько красных шаров он забил. [2] Но если очередной шар цветной, то игрок имеет право забивать только один шар. Также нельзя забивать цветной ударом через шар (используя так называемый плант).

В случае, если очередным ударом игрок не набрал очков или допустил фол, очередь удара переходит к другому игроку. Если на столе есть красные шары, то игрок начинает свою серию с удара битком по красному шару (за исключением ситуации свободного шара). Если остались только цветные, то начинает с самого дешёвого по стоимости шара.

При каждом ударе игрок должен делать всё возможное для того, чтобы попасть битком по очередному шару. При непопадании судья фиксирует промах и, как правило, повтор удара (англ. foul and a miss ). При этом, даже если игрок в итоге не попадает по очередному шару, судья может решить, что попытка была максимально хорошая и не назначить повтор удара. Не разрешён перескок шара (как битка, так и очередного шара), так что он перескакивает другие, неочередные шары. Если при ударе кий (его наклейка или другая часть) после соприкосновения с битком продолжает контакт

такая ситуация должна быть квалифицирована судьёй как «пропих» и наказываться фолом. Если судья считает, что игрок тратит слишком много времени на удар, то он может предупредить игрока, что в случае, если он не будет играть быстрее, то он присудит победу во фрейме противнику.

Конец фрейма

Фрейм заканчивается, когда:

  • Один из игроков признаёт себя побеждённым, так как разница в счёте настолько велика, что никакое разумное количество снукеров и последовавших за ним штрафных очков не позволят ему догнать противника [3] .
  • Одним из игроков забит розовый, и на столе остался только чёрный шар. Если перевес этого игрока более 7 очков, то он признаётся победителем, и забивать последний чёрный необязательно.
  • Забит последний чёрный, или допущен фол при его сыгрывании. Если только счёт не стал в результате равным, то игрок, у которого больше очков, признаётся победителем.
  • Происходит фол одного из игроков, из-за которого судья может признать поражение во фрейме. Например, если игрок 3 раза не попал по свободно доступному (то есть, видимому по крайней мере в минимальную резку) для удара шару.

Если после забивания последнего чёрного или фола при его сыгрывании наступает равновесие в счёте, то возникает так называемая переигровка в чёрном (англ. respot black ). В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, игроки жребием определяют первого бьющего [4] . Первый бьющий бьёт из сектора D. Игроки сыгрывают чёрный поочерёдно до результативного сыгрывания (забития в лузу) или фола.

Игровые ситуации

Возврат шаров на стол

При возврате цветных шаров на свою отметку действуют следующие правила:

  • Если отметка свободна, то шар возвращается на свою отметку.
  • Если отметка занята, то цветной шар возвращается на свободную отметку наибольшего по стоимости шара.
  • Если нет свободных отметок, то шар возвращается на место на столе вдоль линии, параллельной длинному борту стола, которая как можно ближе к его отметке и дальше от дальнего короткого борта.

В любом случае выставляемый на стол шар не должен касаться других шаров.

Соприкасающийся шар

Соприкасающийся шар (англ. touching ball ) определяется, если биток после очередного удара вошёл в соприкосновение с шаром (или несколькими шарами), который является или может являться очередным. Судья объявляет «соприкасающийся шар(ы)» и указывает на очередной (или потенциально очередной) шар (или несколько шаров), который соприкасается с битком. Если биток соприкасается с несколькими шарами, при этом некоторые из них не являются очередными, то судья указывает только на очередные соприкасающиеся шары.

Читайте также:  Что_лучше_попить_для_иммунитета

Если судья объявил соприкасающийся шар, то игрок свой очередной удар должен нанести по направлению от такого шара. Если соприкасающийся шар являлся очередным и не пошевелился, то фол не фиксируется. Если соприкасающийся шар мог быть очередным, но игрок заказал и сыграл в иной шар и при этом соприкасающийся шар не пошевелился, то фол также не фиксируется.

Если соприкасающийся шар в результате удара пошевелится, то будет зафиксирован пропих и фол. Фол не будет зафиксирован, если судья считает, что смещение соприкасающегося шара произошло не по вине бьющего игрока.

Хотя ситуация «соприкасающегося шара» относится только к очередным шарам и шарам, которые могут быть очередными, игрок, тем не менее, имеет право осведомиться у судьи, соприкасается ли биток с неочередным шаром.

Шар на краю лузы

В игре возможны ситуации, когда шар падает в лузу без попадания по нему другого шара, если он расположен на самом краю лузы. Если это произошло в момент удара, но шар на краю лузы (красный или цветной) не был вовлечён в удар, то он выставляется обратно и засчитываются очки, как если бы он был забит с игры. Если же шар, стоящий на краю, был вовлечён в правильный удар (без фола), то, если он помешал своим падением удару — он выставляется обратно, и позиция восстанавливается. В случае фола игрок получает полагающийся штраф, упавший шар возвращается на стол, и позиция восстанавливается.

После удара обычно судья выжидает 4-5 секунд и, если шар падает, то падение засчитывается, если нет — то право удара переходит другому игроку.

Снукер

Биток попадает в положение снукера (англ. snooker ), когда после удара очередной шар не виден полностью, а на линии, соединяющей биток и очередной шар, расположены неочередные шары. Если в момент удара оба края очередного шара доступны для прямого удара битком, то он не находится в снукере. Очередной шар может быть закрыт и другими очередными шарами (красными, если удар по красному) или краем губки лузы. В этом случае снукера также нет.

Свободный шар

Судья фиксирует свободный шар (англ. free ball ) в случае, когда после фола (ошибочного удара) биток попадает в снукер. Противник сфолившего игрока, к которому перешла очередь удара, может заказать в качестве очередного шара любой из стоящих на столе. При этом заказанный шар будет иметь стоимость красного шара или, в случае, если все красные уже забиты, стоимость очередного цветного шара.

Например, пытаясь выйти из снукера, игрок A не попал битком по очередному красному шару. В результате удара красный шар замаскирован другими неочередными шарами. Очередь переходит к игроку B, и судья объявляет свободный шар. Игрок В может выбрать любой шар, например, жёлтый. Если он его забивает, то получает одно очко как за красный и продолжает игру по очередному цветному согласно правилам. Свободный шар, который возник перед забиванием первого красного шара, может привести к ситуации, когда игрок может набрать в серии более 147 очков.

Если в результате удара шар, заявленный как свободный, замаскирует все красные или (когда на столе уже нет красных) очередной цветной (то есть попадёт в снукер), то фиксируется фол. Это правило не действует, когда на столе остались только розовый и чёрный шары.

Ситуация «свободного шара» допускает сыгрывание цветных через шар (так называемый плант). Например, красных шаров и жёлтого на столе уже нет (то есть очередной цветной — зелёный), объявлен «свободный шар», и бьющий игрок заказал коричневый. При условии, что биток первым касанием попадает именно в коричневый, не будет зафиксирован фол, если будет забит зелёный или если будут забиты оба шара — и зелёный, и коричневый. В обоих случаях бьющий заработает по три очка (стоимость очередного шара), при этом в первом случае зелёный уже не выставляется на свою точку, а во втором случае коричневый будет выставлен.

Если «свободный шар» объявлен, когда на столе ещё есть красные, то при условии, что первым касанием биток попадает в заказанный шар, то, так как этот цветной на этот удар становится равнозначен красному, для продолжения серии можно забить красный, даже не забивая «свободный» цветной, например, через шар. Если забиты «свободный» цветной и ещё один (или несколько) красный, то игрок получит по одному очку за каждый шар и продолжит серию.

Промах

Бьющий должен стремиться попасть в очередной шар, и если судья посчитает, что игрок не приложил достаточно усилий к попаданию [5] , то объявляет «фол» и «промах» (или «мисс») (англ. foul and a miss ). В этом случае противник должен решить, взять ли право следующего удара, заставить промахнувшегося игрока повторить удар из восстановленной позиции или заставить противника бить из сложившейся в результате удара позиции. Если игрок не попадает битком по очередному шару, свободно открытому для удара (не из снукера), то судья обязан объявить «фол» и «промах», если только одному из игроков до или после удара не были нужны снукеры [6] , чтобы догнать противника.

При игре по свободно открытому шару у игрока есть не более трёх попыток, и после второй неудачной судья должен предупредить игрока о том, что третий промах приведёт к поражению во фрейме.

Читайте также:  Как_заплести_2_колоска_по_бокам

Правило «промаха» не должно быть способом получить дополнительные очки противнику в ситуации, когда бьющий игрок попал в трудную ситуацию. Скорее, оно важно для предотвращения небрежного или неспортивного поведения игроков. Понятие «промах» не всегда связано с физическим контактом шаров, а в спорных случаях остаётся на усмотрение судьи.

Восстановление позиции

  • Если после «промаха» игрок просит восстановить позицию, то судья должен по возможности точно вернуть расстановку шаров, которая была до удара.
  • Если позиция была сложная и сильно изменилась от удара, то судья прикладывает все усилия к тому, чтобы её вернуть. При этом он может консультироваться с обоими игроками. Игроки не имеют права трогать шары, и окончательное мнение о правильности восстановленной позиции остаётся за судьёй. Также судья может консультироваться с рефери-маркером (если он есть), ведущим статистику матча и имеющим в своем распоряжении видео-экран.

Патовая позиция

Если розыгрыш во фрейме зашёл в тупик, то судья оставляет за собой право остановить фрейм, признать патовую (англ. stalemate ) ситуацию и начать фрейм заново [7] . Все результаты патовой партии не фиксируются в протоколе игры, а время этого фрейма вычитается из общего времени матча.

Штраф

За все фолы полагается штраф в размере от 4 до 7 очков. Штраф устанавливается в размере стоимости очередного шара (но не менее 4 очков), если:

  • Допущен кикс, или пропих (то есть нанесено более одного удара по битку) или перескок;
  • Обе ноги игрока оторваны от пола в момент удара;
  • Биток после удара попал в лузу. При этом биток возвращается на стол, игра продолжается противником ударом битка с руки из «сектора D»:
  • Снукер после удара свободного шара.

Штраф устанавливается в размере стоимости очередного шара или затронутого, если он дороже за:

  • удар, когда ещё не все шары прекратили движение, или судья не успел выставить на стол очередной цветной шар;
  • попадание в лузу неочередного шара (в частности, падение в лузы более одного цветного шара в ходе одного удара);
  • попадание битком первым касанием неочередного шара;
  • касание любого шара на столе чем-либо, кроме наклейки кия;
  • выбивание любого шара со стола.

Если одновременно нарушено несколько правил, то игрок будет наказан только за одно (самое дорогое) из нарушенных правил.

Судья

Следит за исполнением правил и должен быть свободен в принятии решений в интересах справедливой игры и спортивного поведения игроков. А также:

  • квалифицирует поведение одного из игроков, как неспортивное и может определить наказание вплоть до поражения в матче;
  • может разрешить одному из игроков отлучиться из зала при необходимости (в перерыве между фреймами);
  • попросить зрителей в зале вести себя тише и сдержаннее, если это мешает игре.

Снукер как вид спорта, интересные факты и особенности

Снукер — это один из видов бильярда. Распространение получил сначала в Великобритании, Индии и Австралии, но в 70-х годах прошлого столетия стал известен в Европе и Азии. Побеждает в игре тот, кто наберет больше очков, забивая по очереди разноцветные шары — в этом и заключаются особенности снукера. А интересные факты об этом виде спорта лишь притягивают новых зрителей.

История гласит, что снукер придумал один из военнослужащих британской армии во время работы в Индии. Им был Невилл Чемберлен в 1875 году. Само название игры происходит от сленгового слова «снукер» (snook — длинноносый, snooker — обхитрить). Так называли неопытных первокурсников и вновь прибывших, которые слабо играли за столом.

В первой версии игры было 4 цветных шара, к 90-м годам XIX века их стало 6. Официальные правила были введены в 1919 году, а еще через 7 лет состоялся первый чемпионат мира. Он проходил в английском Бирмингеме. До Второй мировой основными лидерами были британцы и австралийцы.

В 50−60-х годах игра пришла в упадок, финансирования не было, единой управляющей организации не существовало. Однако с 1970 года деньги вновь начали поступать, снукер вышел на уровень телевидения. Сезон 1976/77 стал первым, включившим в себя рейтинг игроков. Чуть позже вид спорта стали продвигать в сторону азиатских стран.

Основная цель в игре — это набор очков. В самом начале специальный человек выставляет пирамиду из красных шаров и расставляет цветные на определенные позиции. Задача игрока состоит в том, чтобы по очереди загонять цветные и красные шары.

Снукер считается интеллектуальной игрой — опытные спортсмены просчитывают ходы наперед. Важно рассчитать так называемый выход, то есть не просто попасть в лузу, а поставить биток (белый шар) в выгодную позицию. Такими способностями обладали следующие игроки в снукер:

  • Джо Дэвис (15-кратный чемпион мира).
  • Стивен Хэндри (многократный победитель различных турниров).
  • Стив Дэвис (6-кратный чемпион мира).

У снукеристов есть специальная форма: белая сорочка, жилетка, бабочка и темный низ. Снукер особенно популярен в западных странах, где на турниры выделяют круглые суммы. Поэтому ведущие игроки могут зарабатывать по нескольку миллионов долларов за один сезон.

На крупных турнирах каждому спортсмену выделяют отдельную машину и водителя. Считается, что если снукерист будет сам сидеть за рулем, он может утомить руки и в ответственный момент дрогнуть.

Снукер — вид спорта, где алкоголь не вреден, а полезен. Игроки могут перед партией выпить 50 гр хорошего коньяка для успокоения. Например, канадец Билл Вербенюк пил 0,5 л пива после партии — только так ему удавалось сдержать дрожь в руках.

Победитель первого чемпионата мира Джо Дэвис получил всего лишь 6 фунтов 10 шиллингов. В настоящее время чемпион получает сотни тысяч фунтов стерлингов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector