Что_такое_термин_примеры_5_класс

Что_такое_термин_примеры_5_класс

Термины

Буква

Символ, условный значок, который передаёт звук на письме.

Винительный падеж

Название 4-го падежа. Его особенность в том, что окончания и вопросы в В.п. особые: различные для одушевлённых и для неодушевлённых существительных. Примеры: любить (кого? что?) брата , мороженое . Форма слова брат совпадает в В.п. с формой Р.п., а форма слова мороженое совпадает в В.п. и И.п. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Вопросительное предложение

Это предложение, цель которого выяснить информацию. В конце вопросительного предложения пиши ? — вопросительный знак. Примеры: Кто там? Это Аня? Это Аня или Катя? А?

Восклицательное предложение

Это повествовательное, вопросительное или побудительное предложение, которое, кроме цели высказывания, выражает эмоции, чувства, оценку говорящим того, о чём говорится в предложении. Примеры: Сколько раз тебе повторять?! Как здесь хорошо! Такая красота! Скорее!

Второстепенные члены предложения

Дополнение, определение, обстоятельство. Второстепенные члены предложения делают предложение распространённым.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Если предложение состоит только из главных членов, то оно нераспространённое. Не удивляйся: могут быть предложения только из одного главного члена.

Глагол

Класс слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать? — и выражающих грамматическое значение действия. Примеры: знать , сомневаться , объяснять , объявлять , шутить , смеяться .

Гласные буквы

Буквы, передающие гласные звуки. Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. Гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в зависимости от позиции мягкость предшествующего согласного или два звука: е -[й’+э], ё — [й’+о], ю — [й’ +у], я — [й’+ а]. Например:
тётя , дядя — гласные буквы ё и я показывают, что согласные звуки в положении перед гласными мягкие;
я , июнь , обезьяна — гласные буквы я и ю в положении начала слова, после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука.

Гласные звуки

Это звуки, которые произносятся свободно: голос, проходя через рот, не встречает препятствия на своём пути. Поэтому гласные можно кричать и тянуть. Гласные еще называют рторазмыкатели.

Голос образуется при работе специального органа — голосовых связок. Воздух из легких выходит наружу, проходя через голосовые связки. Их работу можно почувствовать, если приложить руку к горлу, произнося гласные звуки, например: [а], [о] или [у].

Грамматическое значение слова

Особое значение. Оно свойственно не одному слову, а многим словам определённого класса. Так, у слов, отвечающих на вопросы: кто? что?, грамматическое значение – предмет, например: ручка , кошка , река , лень , шоколад , жара . А у слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать? , грамматическое значение действия, например: плавать , бегать , ходить , строить , писать , читать .

Дательный падеж

Название 3-го падежа. Слова в форме Д.п. отвечают на вопросы: кому? чему?, например:

дать (кому? чему?) сестре, брату, подруге, кукле, воде, реке, столу, окну.

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Двусоставное предложение

Вид предложения, в котором есть оба главных члена: подлежащее и сказуемое. Например:

Я получил пятёрку за сочинение. Я — подлежащее, получил — сказуемое.

Действие

Грамматическое значение глаголов.

Дополнение

Второстепенный член предложения, который может быть только в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается пунктирной линией. Пример:

Слово маму — дополнение. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Единственное число

Грамматическая характеристика формы существительного, прилагательного, глагола и др. классов слов. Слово в форме единственного числа обычно соотносится с понятием чего-либо в количестве одного, например: лужа , день , кукла , машина . Противопоставлено множественному числу.

Женский род

Слова женского рода, обозначающие предмет, имеют окончания –а (-я), например: вода , земля , стужа , жара . Они могут быть заменены на местоимение она, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какая? Например:

вода (=она) какая? горячая,

земля (=она) какая? холодная.

Самая маленькая (=минимальная) частичка речи, которая необходима языку для того, чтобы оформлять слова и различать их. Слово сок из трёх звуков. Первый и последний такие же, как и в слове сук. А [о] и [у] — разные звуки, которые помогают различать слова.

Значение слова

Это то, ради чего существует слово. Значение может быть прямое и переносное. Прямое – это первое, основное значение слова, оно одно. Переносных значений может быть много. У слова первоклассник одно значение: «ученик первого класса». А у слова класс — много значений: это и «комната, кабинет в школьном здании», и «группа ребят, которые учатся вместе», и «уровень обучения: учебник для 5-го класса» и другие.

Именительный падеж

Название 1-го падежа. Слова в форме И.п. отвечают на вопросы: кто? что? Форма И.п. считается начальной формой для существительных. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Корень

Часть слова, общая для родственных (=однокоренных слов). Корень выражает основной компонент (=часть) значения слова. Например: конфет а– конфет ка . Корень: конфет .

Грамматическая характеристика местоимений и глаголов. Различаются три лица: 1-е, 2-е и 3-е. Местоимения 1-го лица: я и мы, 2-го лица: ты и вы, 3-го лица: он, она, оно и они. Формы лица различаются у глаголов при спряжении. Например: (я) хочу , (ты) хочешь , он, она, оно хочет , мы хотим , вы хотите , они хотят. Нужно уметь определять лицо у личных местоимений и у глаголов в форме настоящего (или будущего времени).

Междометие

Класс слов, которые выражают эмоции, чувства, оценку. Например: Ой! – боль, Ах! — страх, У-у-у! — разочарование. На письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Местоимение

Класс слов, которые могут замещать в предложении слова — имена: существительные, прилагательные, числительные. При этом местоимения не называют предметы, признаки или количества, а только указывают на них. Например: Мама спешит с работы. Она хочет увидеть детей поскорее. Слово она замещает слово мама во 2-м предложении. В начальной школе знают местоимения: я , ты , он , она , оно , мы , вы , они . Кроме них, все знают местоимение себя . А также кто , что и многие другие. Подробно все местоимения изучают в средней школе.

Множественное число

Грамматическая характеристика форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов. Слово в форме множественного числа обычно соотносится с понятием множественности. Например: лужи (не одна, а много), конфеты (не одна, а много). Противопоставлено единственному числу: лужи — лужа, конфеты — конфета.

Мужской род

Cлова мужского рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют нулевые окончания, например: человек , мальчик , ветер , дом , конь . Они могут быть заменены на местоимение он, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопрос: какой? Например:

человек (=он) какой? сильный,

ветер (=он) какой? холодный.

Наречие

Класс слов, обозначающих признак действия и отвечающих на разные вопросы: где? куда? откуда? как? для чего? зачем? почему? каким образом? Наречия — неизменяемые слова. В предложении они бывают обстоятельством.

Вечерами осенью бывает холодно.

Слова вечерами , осенью , холодно — наречия.

Нераспространённое предложение

Простое предложение, состоящее только из главных членов. Нераспространённое предложение содержит только основу предложения.

Обращение

Cлово или несколько слов, роль которых в том, чтобы обратившись к кому-либо, привлечь к себе внимание. Примеры: Доченька! , Анна Сергеевна! , Петька! Обращение может занимать разное место в предложении. На письме оно обязательно выделяется знаками препинания: запятыми либо восклицательным знаком.

Обстоятельство

Второстепенный член предложения. При разборе подчёркивается линией: пунктир с точкой. Пример:

Я очень люблю маму

( очень — обстоятельство), встречается в распространённых предложениях. Обстоятельства отвечают на вопросы: где? куда? откуда? как? почему? зачем? когда? и др.

Односоставное предложение

Простое предложение только с одним главным членом. Односоставные простые предложения могут быть с главным членом — подлежащим или главным членом — сказуемым. Примеры:

Читайте также:  Смерть_на_поле_футбола

Мы вчера ходили в кино.

(Двусоставное предложение, подлежащее — мы, сказуемое — ходили)

(Односоставное предложение, главный член — подлежащее тишина)

(Односоставное предложение, главный член — сказуемое беги)

Подробно типы односоставных предложений изучаются в средней школе. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным предложениям.

Окончание

Часть слова, служащая для связи слов в предложении. Окончания бывают только у изменяемых слов. Например: в слове вод а окончание -а , в слове город – нулевое окончание. Окончания обозначаются символом .

Определение

Второстепенный член в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается волнистой линией. Пример:

Я очень люблю мою маму.

Слово мою — определение. Определение отвечает на вопросы какой? чей?.

Осложнение предложений

Это включение в предложение осложняющих его компонентов, например: перечисления (однородных членов предложения), обращения, вводных слов.

Осложнённое простое предложение

Это простое предложение, имеющее в своём составе однородные члены предложения (=перечисление), обращение или вводные слова. Если предложение с осложнённой структурой, то нужно ответить на вопрос, чем оно осложнено, и правильно расставить знаки пунктуации.

В средней школе ты узнаешь и другие случаи осложнения структуры простого предложения.

Основа предложения

Главные члены простого предложения: подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении и один главный член — в односоставном.

Основа слова

Это часть, которая выделяется после определения окончания. Основа включает в себя корень, приставку, суффиксы. Окончание в основу не входит. Основу слова важно знать для словообразовательного и морфемного разборов.

Падеж

Форма изменения слова при склонении. В русском языке 6 падежей.

Названия падежей

  1. Именительный падеж
  2. Родительный падеж
  3. Дательный падеж
  4. Винительный падеж
  5. Творительный падеж
  6. Предложный падеж

Давным-давно люди придумали присказку, которая помогает запомнить последовательность падежей:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Начальные буквы слов в этой фразе совпадают с начальными буквами названий падежей.

По падежам изменяются имена: существительное, прилагательное, числительное, а также местоимения. У каждого падежа свои вопросы. Их необходимо твёрдо знать.

Падежные вопросы

  1. И.п. – кто? что?
  2. Р.п. – кого? чего?
  3. Д.п. – кому? чему?
  4. В.п. – кого? что?
  5. Т.п. – кем? чем?
  6. П.п. – (о) ком? (о) чём?

Перечисление

Использование в предложении однородных членов. Например:

У крыльца росли жёлтые, красные, белые и темно-бордовые розы.

Повествовательное предложение

Это предложение, цель которого — сообщить информацию. В конце повествовательного предложения пиши «.» — точку. Пример:

Фрукты лежали на столе.

Подлежащее

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы И.п.: кто? или что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.

(односоставное предложение, подлежащее — каникулы)

(двусоставное предложение, подлежащее — дети)

Предложение

Главная единица общения. Люди общаются не словами, а предложениями. Предложения выражают законченную мысль, имеют цель (выражают сообщение, вопрос, побуждение к действию), интонационную оформленность. На письме в конце предложения обязательно ставится знак препинания. Новое предложение начинается с большой буквы.

Предложный падеж

Название 6-го падежа. Слова в форме П.п. отвечают на вопросы: (о) ком? (о) чём? Форма П.п. без предлогов не употребляется. Пример:

говорить (о) ком? (о) чём? — (о) брате, (о) книге.

Нужно уметь определять падеж у: существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Предмет

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы кто? что? Значение предмета выражают существительные.

Признак

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы какой? чей? Значение признака выражают прилагательные.

Прилагательное

Класс слов, обозначающих признак предмета и отвечающих на вопросы: какой? чей? Например: красный , синий , белый , тёплый , холодный , лисий , заячий , майский .

Приставка

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Приставки обычно стоят в слове перед корнем, например: рас красить , пере ехать , за болеть . Приставок может быть несколько: не до делать.

Распространённое предложение

Предложение, содержащее, кроме главных членов, и второстепенные: дополнение, обстоятельство или определение.

Грамматическая характеристика классов слов. Род бывает у существительных, прилагательных, местоимений, некоторых числительных, глаголов в прошедшем времени. Род бывает: женский, мужской и средний. Слова ж.р. могут быть заменены на местоимение она, м.р. – он, ср.р. – оно.
У существительных род — это неизменяемый признак: существительные не изменяются по родам, как слова других классов, а относятся к роду. У одушевлённых существительных идея рода соотносится с полом: мужским или женским, а у неодушевлённых существительных слова относятся к одному из трёх родов на основе грамматической традиции.
Род различается у всех классов слов только в формах единственного числа. Во множественном числе род не определяется.

Родительный падеж

Название 2-го падежа. Слова в Р.п. отвечают на вопросы: кого? чего? Например:

(нет кого? чего?) времени, денег, уроков, машины, игрушек.

Нужно уметь определять форму падежа имён существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Сильная позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в своём основном виде. Например, для гласных сильная позиция под ударением, для согласных — перед гласными.

Сказуемое

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Сказуемое обычно обозначает то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос: что говорится о подлежащем? Сказуемое подчёркивается двойной чертой.

(двусоставное предложение, подлежащее — дети, сказуемое — отдыхают)

(односоставное предложение, сказуемое — весело)

Слабая позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в изменённом виде. Примеры: гласные в безударных слогах, парные звонкие согласные в положении конца слова или перед парными глухими согласными.

Слова новые (=неологизмы)

Cлова, недавно пришедшие в язык из других языков или образованные в нём по законам русского словообразования. Примеры: компьютер , компьютерщик , компьютерный .

Слово

Единица языка, которая имеет самостоятельное значение. Слово фонетически и грамматически оформлено. В предложении оно выступает в определённой роли (=быть членом предложения): может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.

Часть слова, содержащая гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. У слогов может быть разная структура. Слоги делятся на ударные, т.е. те, в которых гласный находится в ударном положении, и безударные, в которых гласный без ударения.

Согласные буквы

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Согласные звуки

Звуки, при произнесении которых воздушная струя, проходя через рот, встречает на своём пути преграду. При этом образуется шум. Одни согласные произносятся только при помощи шума, другие — голоса и шума.

Сравни: ш-ш-ш – ж-ж-ж , с-с-с – з-з-з .

Согласные не могут образовывать слоги. Они ртосмыкатели.

Союзы

Класс слов, служащих для связи слов в предложении, простых предложений в составе сложного, а также предложений в тексте. Союзы: и , а , но , что , чтобы , потому что и другие.

Спряжение

Тип изменения слова, свойственного глаголам. Глаголы спрягаются, т.е. изменяются по числам и лицам. В зависимости от набора окончаний различают два вида спряжения: 1-е и 2-е.

Средний род

Слова среднего рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют окончания -е и -о , например: мор е , озер о . Они могут быть заменены на местоимение оно, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какое? Например:

озеро (=оно какое?) глубокое, море (=оно какое?) тёплое.

Суффикс

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Суффиксы обычно стоят в слове после корня, например: дом ик , дом ищ е , води тель , честн ость . Суффиксов может быть несколько: им ен ин ник .

Существительное

Класс слов, выражающих значение предмета и отвечающих на вопросы: кто? что? Примеры: школа , двор , друзья , дом , встреча , праздник , гости .

Творительный падеж

Название 5-го падежа. Слова в Т.п. отвечают на вопросы: кем? чем?

писать (чем?) ручкой, доволен (кем?) сыном.

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Читайте также:  Вареный_куриный_белок_калорийность

Ударение

Это выделение голосом одного из слогов, противопоставление его остальным слогам. Ударными могут быть только гласные. В слове Москва ´ ударение на втором слоге, а в слове шко ´ ла — на первом.

Устаревающие (и устаревшие) слова

Это малоупотребительные слова. Например: уста (=рот) . Сейчас употребляется по преимуществу основа этого слова, потому что от неё образовано слово устный.

Фразеологизм

Сочетание слов, значение которого не складывается из простого сочетания значений входящих в него слов. Например: сесть в лужу – попасть в неприятное положение, кот наплакал — мало.

Часть слова

Корень, приставка, суффикс и окончание. Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. В слове лёд есть корень и окончание, а в слове под лёд н ый — приставка, корень, суффикс и окончание.

Частица

Класс слов, которые служат для передачи отношения, оттенков значения, например: неужели , ведь , не , ни , же , бы и др. Частицы очень разнообразны. Их изучают в средней школе.

Числительное

Класс слов, обозначающих число, количество, порядок при счёте и отвечающих на вопросы: сколько? который? Например: двадцать пять , пятый , семеро .

Число

Грамматическая характеристика слов разных классов. Число может быть единственным и множественным. По числам изменяются существительные, прилагательные, некоторые числительные, местоимения и глаголы. Пример:

У нас построили новую школу.

(у) нас — форма местоимения мы, мн.ч.
построили — форма глагола построить, мн.ч.
новую — форма прилагательного новый, ед.ч.
школу — форма существительного школа, ед.ч.

Термин

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее [1] .

В словаре В. И. Даля сказано, что: Те́рмин м. лат. выражение, слово, речение, названье вещи или приёма, условное выражение [2] .

Содержание

Общая характеристика [ править | править код ]

Термины служат специализирующими, точными обозначениями, характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и взаимодействий. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «парадигма», «кварк», «атом»).

По мнению автора учебника «Терминоведение» С. В. Гринёва-Гриневича, ссылающегося на мнение О. С. Ахмановой, основной состав терминологического списка европейских языков «вполне может быть исчерпан существительными» [3] . Гринёв-Гриневич признаёт существование «отличного мнения», согласно которому к терминам можно относить и некоторые глаголы, а также прилагательные и наречия, однако отвергает эту точку зрения как несостоятельную [4] . Отсюда его уточнённое определение термина как «номинативной лексической единицы (слова или словосочетания), принимаемой для точного именования понятий» [5] .

Термины и нетермины (слова общенародного языка) могут переходить друг в друга. Термины подчиняются словообразовательным, грамматическим и фонетическим правилам данного языка, создаются путём терминологизации слов общенародного языка, заимствования или калькирования иноязычных термино-элементов. В некоторых случаях при таком вхождении слова в терминологию различных предметных областей возникает омонимия: так, например, заимствованное из латыни слово «лигатура» (лат. ligatura ) в металлургии имеет значение «сплавы для легирования», в хирургии — «нить, используемая при перевязке кровеносных сосудов», в теории музыки — графема, в которой несколько простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак.

В современной науке существует стремление к семантической унификации систем терминов одной и той же науки в разных языках (однозначное соответствие между терминами разных языков) и к использованию интернационализмов в терминологии.

В логике, то же, что терм — элемент формализованного языка, соответствующий подлежащему или дополнению в обычном грамматическом смысле, и субъект суждения в традиционной логике. Наиболее распространённое понимание: элемент посылки суждений (высказываний), входящих в так называемый категорический силлогизм. Различают больший термин, служащий предикатом («логическим сказуемым») суждения, являющегося заключением данного силлогизма, меньший термин — субъект («логическое подлежащее») заключения и средний термин, вообще не входящий в заключение силлогизма (но входящий в его суждения-посылки).

Что такое термины?

10 класс

Тема: «Специальная лексика. Термины и терминология».

Цель урока: познакомить учащихся на конкретных примерах с понятиями термин и терминология, раскрыть роль и значение терминов в языке, воспитывать у учащихся внимание к происходящим языковым процессам.

Статья опубликована при поддержке отделения профпатологии «Медицентра», специалисты которого ведут медосмотры детей и проводят профосмотры различных категорий взрослых, а также занимаются диагностикой и лечением болезней, вызванных профессиональной деятельностью пациентов. В центре ведут прием врачи всех специализаций, у которых можно пройти профосмотры для оформления санитарной книжки, паспорта здоровья в соответствии с приказом 302н Минздравсоцразвития России, профосмотры, необходимые при поступлении на работу с неблагоприятными/вредными условиями труда, предрейсовые медицинские осмотры для водителей, послесменные медицинские осмотры, профилактические ежегодные осмотры сотрудников. С полным перечнем услуг, предоставляемых медицинским центром, можно ознакомиться на сайте prof.medi-center.ru.

Учитель: Ребята! Большинству слов в русском языке свойственна многозначность, но есть такие слова, которые по характеру употребления должны быть однозначными. Многозначность помешает им выполнять их основную функцию. В физике, химии, математике, философии, медицине, политике, искусстве и т.д. нужны слова-названия, которые бы всеми и всегда воспринимались одинаково. Как вы уже, наверное, догадались, эти слова называются. Да, терминами. Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией. Сегодня мы познакомимся с понятиями термин и терминология, поговорим о роли терминов в языке. Итак, за работу!
Вспомните как можно больше терминов, употребляющихся в физике, химии, русском языке, литературе, музыке, живописи. (Ученики называют термины.)
А теперь я называю термин, а вы – область науки, в которой этот термин употребляется: ампер, щелочь, омоним, диез, октава, кармин, герц, хорей, гидрат, сульфат, вектор и т.д.
Подумайте и продолжите предложение: «Характерными признаками терминов являются. ». (Многозначность, однозначность, отсутствие особой эмоционально-экспрессивной окраски, эмоциональность, специализация.) Как вы понимаете такой признак терминов, как специализация?

Ученики: Специализация – это употребление в какой-либо определенной области.

Учитель: Ребята! Термин обычно употребляется только в одной области, например: фонема, подлежащее – в языкознании, вагранка – в металлургии. Но один и тот же термин может употребляться и в разных областях. При этом в каждом случае термин имеет свое особое значение. Подумайте и скажите, в каких областях науки употребляются слова: операция, ассимиляция, ирис, реверсия.

Ученики: Термин операция употребляется в медицине, в военном и банковском деле. Термин ассимиляция употребляется в языкознании, биологии, этнографии; ирис – в медицине и биологии (ботанике); реверсия – в биологии, технике, юриспруденции.

Учитель: По толковому словарю определите лексическое значение терминов в каждом конкретном случае. (Учащиеся работают со словарями.)
В русском языке, как, впрочем, и во всех языках, часты случаи, когда слово употребляется и в общем значении, и как специальный термин. Возьмем слово валик, обратимся к толковому словарю.

Ученики: Валик – это маленький вал, и валик – технический термин.

Учитель: Подберите свои такие примеры.

Ученики: Шапка – головной убор и шапка – общий заголовок для нескольких заметок в газете. Подвал – помещение под домом и подвал – большая газетная статья, занимающая всю нижнюю часть газетной полосы. Полоса – полоса чего-либо и полоса – страница газеты.

Учитель: Сделайте вывод: что происходит со словом, если оно становится термином?

Ученики: Становясь термином, слово теряет свою эмоциональность и экспрессивность. Особенно это заметно, если сопоставить общеупотребительные слова в уменьшительно-ласкательной форме и соответствующие термины (кулачок у ребенка и кулачок в машине, мушка – маленькая муха и мушка в значении «небольшой выступ на передней части ствола огнестрельного орудия, служащий для прицеливания», щечки ребенка и щечки у пулемета и т.п.). Уменьшительная форма общеупотребительного слова очень часто становится термином. Зубок от слова зуб в значении «костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи» и термин зубок – режущий зубец машины, инструмента. Язычок от слова язык в значении «подвижный мышечный орган в полости рта» и термин язычок – небольшой отросток у основания пластинки листа злаков и некоторых других растений. Молоточек от слова молоток в значении «инструмент для забивания, ударов» и термин молоточек – одна из слуховых косточек среднего уха и название различных ударных приспособлений в механизмах.

Читайте также:  Почему_у_человека_мышцы

Учитель: Подумайте и скажите: термины состоят только из одного слова или могут состоять из нескольких слов, т.е. представлять собой сочетание слов? Приведите примеры.

Ученики: Термины могут состоять не только из одного слова. Встречаются термины, представляющие собой сочетание слов: двигатель внутреннего сгорания, острый угол, совершенный вид (о глаголе), будущее время (о глаголе), переменный ток, командный состав, паровой молот, кислотный остаток, звонкие согласные, имя прилагательное.

Учитель: По происхождению термины бывают исконными и заимствованными. Причем в любом языке отмечается большое количество заимствованных терминов. Назовите как можно больше заимствованных спортивных, музыкальных, общественно-политических терминов. (Ученики приводят примеры.)
Какие вы знаете термины, заимствованные из английского, итальянского, немецкого языков? (Ученики называют термины.)
Значительная часть терминов образована из русского словообразовательного материала. Есть термины, которые образованы из русских и заимствованных морфем. Какие из данных терминов образованы только из русского словообразовательного материала: боек, заземлить, биотоки, ударник, привой, млечники, пенобетон, подвой? (Ученики выполняют задание. Ответ: все термины, кроме биотоки и пенобетон, образованы из русского словообразовательного материала.)
Что происходит с многозначным словом, если оно становится термином?

Ученики: Если многозначное слово становится термином, то оно начинает употребляться в ограниченном, специальном значении.

Учитель: Как вы думаете, может ли одно и то же слово употребляться в качестве термина в разных науках?

Ученики: Да, может. Но в каждой науке термин имеет одно, строго определенное значение, характерное именно для данной области.

Учитель: Поработаем со словом обращение. Откройте толковый словарь С.И. Ожегова.

Ученики: Слово обращение в общем употреблении имеет ряд значений: «просьба, призыв» (обращение к народу), «пользование, употребление» (обращение с оружием), «отношение, действие» (ласковое обращение) и т.д. Слово обращение как термин употребляется в нескольких науках: астрономии (обращение («движение планет по орбите») вокруг Солнца), экономике (обращение капитала), биологии (обращение куколки в бабочку), языкознании (обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).

Учитель: Термины могут быть узкоспециальными и широкоупотребительными, общепонятными. Узкоспециальны мантисса, медиана, нормаль (математика); бета-лучи, позитроний, атом (физика). А теперь подумайте и приведите примеры широкоупотребительных, общепонятных терминов. (Ученики приводят примеры: перпендикуляр, окружность, треугольник, угол, атом, молекула, сила притяжения, полупроводник и др.)
Границы между узкоспециальными и широкоупотребительными терминами изменчивы, подвижны. Происходит передвижение части узкоспециальной лексики в общеупотребительную, которая нередко уже и не осознается как терминологическая. Давайте постараемся установить причины, способствующие этому передвижению. Покажите это на конкретных примерах.

Ученики: Этому передвижению способствует повышение общеобразовательного уровня населения, значение той или иной науки, отрасли хозяйства в настоящий момент. Так, в разряд широкоупотребительных перешли такие узкоспециальные слова: полиэтилен, полимеры, синтетические смолы, апогей, перигей, невесомость, сурдокамера. Это произошло благодаря стремительному развитию космонавтики и химии и проявляемому к этому интересу людей.

Учитель: А способствует ли переходу термина в разряд общепонятных слов его структура?

Ученики: Да, способствует. Слова, состоящие из элементов, значение которых достаточно ясно, как правило, усваиваются более легко. Например: бесшовный, клеебетон, ракетодром, стекловата, малолитражный, радиопилот. Легко понимаются и усваиваются термины, возникшие в результате переосмысления слов. Примером могут служить названия множества деталей механизмов, которые по внешнему виду или функции сходны с бытовыми предметами: вилка, дворник, салазки и др.
Немаловажную роль в популяризации термина играет художественная литература. Именно художественная литература способствовала знакомству широких читательских кругов со многими морскими терминами. К ним относятся: аврал, бить склянки, кубрик, бриг, лечь в дрейф, камбуз, мостик, рубка, трап, шхуна и др.

Учитель: Во всех языках широко распространены термины греко-латинского происхождения. В разных языках они различаются фонетическими особенностями произношения, но восходят к одному корню. Для всех европейских языков характерно использование греческих и латинских корней для создания новых терминов. Приведите примеры таких слов. (Ученики называют слова.)
Как вы думаете, чем обусловлено использование греко-латинских элементов для образования терминов?

Ученики: Латинский язык в течение долгого времени был языком науки. Эта особая роль латинского языка подготовила возможность использования его элементов для образования научных терминов, если учесть, что в разных областях знания уже существовали многие термины латинского или греческого происхождения. Они служили некоторым эталоном для образования новых терминов и в то же время обеспечивали в известной мере понятность новых терминов для носителей разных языков, так как создавали относительную общность лексического значения и словообразовательных элементов.

Учитель: Важно и то, что латинский и древнегреческий – уже мертвые языки. Почему для нас это важно?

Ученики: Это облегчает использование их элементов в новых сочетаниях и дает возможность сознательного специального конструирования терминов, что обеспечивает их системность для каждой отрасли знания. К этому стремятся все отраслевые терминологии.

Учитель: Какие международные словообразовательные элементы вы знаете? Вспомните и запишите термины, в состав которых эти элементы входят. (Учащиеся выполняют данное задание.)
В языке наблюдается явление отпочкования отдельных значений общенародных слов и переход этих значений в терминологическую лексику, другими словами, происходит переосмысление слов, чаще всего на основе метафоризации. Обратное явление – детерминологизация слова, т.е. переход отдельных значений слов-терминов в общенародную лексику – встречается реже, но все же имеет место. Поясните эти явления на примере слов фартук, тело, вахта, башмак, гребень, корень, молоточек, усталость, зенит, апогей, вакуум.

Ученики: На примере слов фартук, тело, башмак, гребень, корень, молоточек, усталость мы наблюдаем процесс терминологизации общеизвестных слов, а на примере слов вахта, зенит, вакуум, апогей – процесс детерминологизации.

Фартук – название разных видов чехлов, кожухов машин.

Тело – ствол орудия.

Башмак – приспособление, служащее в качестве опоры.

Гребень – приспособление, инструмент, по форме или назначению сходный с гребнем.

Корень – основная часть слова.

Молоточек – ударное приспособление в некоторых механизмах.

Ночная вахта, трудовая вахта, в зените славы, духовный вакуум, вакуум доверия, в апогее славы.

Учитель: Как вы думаете, к достоинствам или недостаткам терминологии следует отнести наличие у некоторых терминов синонимов?

Ученики: Конечно, к недостаткам.

Учитель: Приведите примеры подобных случаев.

Ученики: Орфография – правописание, приставка – префикс, окончание – флексия, азбука – алфавит и др.

Учитель: В заключение урока я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

1) Что такое термин?
2) Что такое терминология?
3) Какое из двух определений термина является более точным? Ответ обоснуйте.

Термин – это слово или сочетание слов, являющееся официально принятым и узаконенным наименованием какого-либо понятия в науке, искусстве, технике и т.п.

Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием научного, технического, сельскохозяйственного и т.п. понятия.

4) Продолжите предложение: «Термин отличается от других слов (нетерминов) тем, что он в принципе в данной терминологии. (однозначен).
5) Приведите примеры общепонятных и узкоспециальных терминов.

Затем учитель подводит итог урока, выставляет оценки и предлагает домашнее задание (подготовить сообщение на тему «Термины и терминология»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector