Что_значит_многозадачность

Что_значит_многозадачность

Многозадачность в обучении: за и против

Современный взгляд на феномен многозадачности и её влияния на подростков.

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.

Плюсы и минусы многозадачности

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.
  • Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
  • Плохая концентрация внимания. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медиамногозадачности.

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий процесс, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.

Выводы

Исследований многозадачности достаточно много и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования, демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.

Вопросы, по которым учёные пришли к консенсусу.

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
  • Умение переключаться между разными видами деятельности в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.

Как справляться с лавиной срочных дел: тренируем многозадачность

Где нужны «многозадачники»

Требование об умении работать в режиме многозадачности встречается в вакансиях все чаще. О чем это говорит — работодатели ищут одного человека на функции для троих? Может быть, иногда так и есть. Но в большинстве случаев дело не в этом.

Читайте также:  Как_набрать_вес_без_химии

Среди всех вакансий, размещенных на hh.ru с начала 2019 года, слово «многозадачность» чаще встречается в следующих профобластях:

  • топ-менеджмент;
  • управление персоналом;
  • юриспруденция;
  • закупки;
  • маркетинг;
  • административный персонал (это в основном секретари, офис-менеджеры, администраторы).

Функционал соответствующих профессий сам по себе предполагает интенсивную работу одновременно над несколькими задачами в условиях жестких дедлайнов. Значит, дело не только в желании работодателей оптимизировать расходы способом «один за троих».

Многозадачность — наша реальность. Темп жизни растет, поток информации, которая нас ежедневно окружает, сейчас тоже такой, какой прежним поколениям и не снился. Кем бы вы ни работали, нужно уметь быстро переключаться с одного занятия на другое, ни о чем не забывая.

Но возможности человеческого мозга небезграничны. Если одномоментно заниматься несколькими делами, то по-настоящему сосредоточиться не удастся ни на одном из них. Как же быть?

Из чего складывается способность к многозадачности

Есть два способа разгрести гору одинаково срочных дел. Первый — заняться всеми делами параллельно, второй — выбрать, с чего начать, и выполнять эти дела последовательно, одно за другим.

Одновременное выполнение дел. Счастливцев с врожденными способностями заниматься несколькими делами параллельно без ущерба каждому из них — 1–2%. В качестве классического примера все любят вспоминать Юлия Цезаря. Древнеримский историк Плиний Старший писал о нем: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим, то и по семь писем».

Что же делать остальным 98–99% «простых смертных», которым это не дано? Можно ли натренировать в себе такую же фантастическую способность, как у Цезаря?

Можно. Американские психологи экспериментально доказали это еще в 1970-х годах. Они тренировали испытуемых одновременно читать текст и записывать слова под диктовку. Цель — добиться того, чтобы участники эксперимента делали и то, и другое не автоматически, а вникали бы как в смысл текстов (их просили потом ответить на вопросы по нему), так и в смысл записанных слов. Для этого требовались одновременно как высочайшая концентрация внимания, так и способность быстро его переключать с одного на другое.

Поначалу у испытуемых возникали проблемы либо с пониманием текста, либо с пониманием записанных слов, но через четыре месяца тренировок нужный эффект был достигнут.

Последовательное выполнение дел. Для большинства, конечно, гораздо более простым кажется вариант выполнения задач одной за другой. Но, если это так просто, почему мы постоянно что-то не успеваем?

Потому что для эффективного последовательного выполнения дел тоже нужно уметь фокусироваться на текущей задаче и правильно переключаться на следующую. Когда мы думаем, что занимаемся только одной задачей, нам это обычно всего лишь кажется. В процессе то мысли убегут куда-то далеко (например, к следующей задаче), то отвлечет сообщение из мессенджера, то захочется проверить, что там новенького у друзей в соцсетях.

Словом, какой вариант решения множества задач ни выбери — последовательный или одновременный, — в любом случае умение делать это хорошо зависит от способностей к концентрации внимания и быстрому переключению от задачи к задаче.

Как развить в себе концентрацию внимания и способность переключаться

Существует много способов тренировки мозга, в любом случае главное условие — регулярность занятий. Важно уделять этому несколько минут каждый день.

25-минутки или метод помидора. Этот, пожалуй, самый знаменитый способ тренировки концентрации внимания можно использовать непосредственно в процессе работы. Засеките таймер на 25 минут и в течение этого времени занимайтесь строго одной задачей, не отвлекаясь ни на что другое. Когда прозвенит звонок, сделайте пятиминутный перерыв и займитесь чем хотите, но следующие 25 минут снова занимайтесь только одним конкретным делом. Кажется элементарным, но вы быстро убедитесь, насколько трудно удержаться от соблазна «перескочить» на что-то еще.

При чем здесь помидор? Совершенно ни при чем, просто у автора метода Франческо Чирилло будильник был в форме помидора.

Концентрация на неподвижном предмете. Если удержать внимание в течение 25 минут на одном деле оказалось для вас слишком сложным, начните с малого. Положите перед собой любую вещь — например, ручку или компьютерную мышку — и сконцентрируйте свои мысли только на ней. Задача — продержаться хотя бы три минуты, в идеале — пять. Тут важен самоконтроль: как только вы замечаете, что отводите взгляд, мысли начинают куда-то «уплывать», нужно вернуть внимание на предмет.

Дыхательные упражнения. Дыхательных гимнастик существует множество, и многие из них направлены именно на концентрацию внимания. Суть в том, что вы дышите определенным образом и внимательно наблюдаете за процессом дыхания, не отвлекаясь вообще ни на какие мысли.

Асинхронные упражнения. Возможно, готовя своих детей к школе, вы занимались с ними такими упражнениями, когда нужно делать некие движения обеими руками, но каждой рукой — разные. Например, правая рука делает круговые движения в воздухе, а левая в это время трет стол. Это и есть асинхронные упражнения. Их польза в том, что они запускают работу одновременно обоих полушарий головного мозга. Это помогает развить как концентрацию внимания, так и быструю переключаемость между задачами.

Рефлексивное (глубокое) чтение. Чтение не просто инструмент для получения информации, давно доказано, что это еще и отличная зарядка для мозга. Но при условии, что речь идет о рефлексивном чтении — это когда вы глубоко погружаетесь в текст и непосредственно в процессе чтения анализируете его. Разумеется, для таких целей не подойдет детектив. Если брать художественную литературу, то что-то посерьезнее и посложнее. Но лучше читать научную литературу.

Читайте также:  Отек_ног_у_женщин_что_делать

Тренировки на онлайн-платформе. Можно записаться в онлайн-фитнес для мозга. Например, на платформе «Викиум» есть специальные онлайн-тренажеры — это что-то вроде онлайн-игр, только с интеллектуальной пользой. Есть тренажеры для тренировки памяти и мышления, внимания и умения быстро переключаться с задачи на задачу. Тренажеры разработаны совместно со специалистами когнитивной и общей психологии, нейропсихологами и психофизиологами центра тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова.

Занятия на тренажерах рассчитаны на 15 минут в день, причем по индивидуальной программе. Сначала нужно пройти вводное тестирование, по которому становится ясно, какие из когнитивных функций вам не мешало бы развить, а затем составляется программа развития на каждый день.

Что такое многозадачность и почему она снижает продуктивность

Хочу продолжить тему вчерашнего разговора о том как можно делать дело быстрее и качественнее. А именно поговорить про многозадачность человека, какие дела можно совмещать без потери продуктивности. Многочисленные исследования ученых доказывают, что человек не использует возможности своего мозга на все сто процентов. Это попросту невозможно, так как разные отделы головного мозга отвечают за выполнение разных функций. Однако возможность посвятить всего себя какому-либо одному делу, предельно сконцентрировавшись на нем, вполне реально – более того, такой подход позволит выполнить его качественнее и существенно быстрее.

К сожалению, многие люди привыкли к явлению, называемому психологами многозадачностью. Многозадачность человека является основным тормозящим развитие и прогресс человека в учебе, карьере и личной жизни фактором, снижающим продуктивность. Разумеется, с ней необходимо бороться – и в этой статье будет подробно рассказано, как это сделать.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Для того, чтобы победить врага, нужно знать его в лицо.

Что такое многозадачность человека? Многозадачность – это зачастую бесплодная попытка одновременно делать несколько разных дел вместо того, чтобы приступать к ним по мере завершения предыдущих. Зайцы, которые должны быть пойманы, никак не желают ловиться – и это, разумеется, расстраивает, провоцируя лавинообразный эффект в виде накопления незаконченных дел, плохого настроения, усталости и депрессии.

Если хорошо подумать, то любой человек с легкостью вспомнит моменты из своей жизни, когда он пытался заниматься несколькими делами одновременно. Как правило, эти воспоминания не слишком приятны, так как ассоциируются с нервным перенапряжением – но существуют и исключения. Этот момент следует подробнее описать отдельно – тем более, что понятие многозадачности уже дано и пояснено.

Всегда ли плохо делать 2 дела одновременно

Борьба с многозадачностью отнюдь не означает, что вы должны тут же отказываться от возможности заниматься несколькими делами одновременно. Многозадачность многозадачности рознь – и вам будет полезно понять, что с некоторыми ее проявлениями можно смириться. Классификация явлений, провоцирующих многозадачность, поможет вам лучше понять вашего врага и точнее обозначить цели, достижение которых поможет одержать над ним победу.

Допустимая многозадачность

Существуют дела и занятия, выполнение которых одновременно никаким образом не перегружает мозг и не снижает его продуктивность. Человек вполне может заниматься каким-либо скучным, монотонным, не требующим постоянной концентрации внимания делом, при этом отвлекаясь на что-то интересное и необременительное. Например, общаться с другом по телефону, начищая картошку на ужин – это допустимая многозадачность, которая никак не влияет ни на общение с другом, ни на картошку.

Секрет заключается в том, что эти два действия находятся в разных информационных потоках, никак не коррелируя между собой. Чистка картошки не требует восприятия информации – задействуются лишь основные навыки мелкой моторики кистей рук, и это не мешает мышлению. Общение происходит в виде двух последовательных потоков информации – входящего и исходящего, генерации информации и ее восприятия, и они никоим образом не воздействуют на мелкую моторику кистей рук.

Недопустимая многозадачность

Однако некоторые дела невозможно делать одновременно. Например, у вас вряд ли получится говорить с другом по телефону, когда вы пытаетесь читать книгу, писать стихи или заниматься подобной деятельностью. Чтение – это восприятие информации, слух – это восприятие информации. Пытаясь одновременно читать и слушать друга, вы либо не расслышите, что он сказал, либо потеряете нить повествования в книге. Если же вы перегружаете поток исходящей информации, то велика вероятность не тех слов, пущенных не по тому информационному каналу. Иными словами, вы можете сказать другу то, что собирались написать, либо написать то, что собирались сказать другу. В обоих случаях ошибка в работе мозга заметна налицо.

Механика многозадачности

Иными словами, если два (или более) разных дела требуют работы одного и того же отдела головного мозга, то заниматься ими одновременно, сохраняя при этом полную продуктивность, у вас не получится. Это – аксиома.

Однако это – не самое страшное. Вы можете и не подозревать, что страдаете от влияния этого врага – он может быть скрытным и от этого еще более опасным. Каким образом многозадачность проявляется даже тогда, когда вы не пытаетесь играть в Гая Юлия Цезаря, способного делать семь дел одновременно?

Если вы прерываете какое-то одно дело ради того, чтобы заняться другим, знайте: это тоже многозадачность. С виду это не так страшно, как есть на самом деле. Вам следует понимать, что вы не можете переключиться с одного задания на другое моментально – вашему мозгу необходимо некоторое время для того, чтобы перераспределить ресурсы для максимально эффективного решения новой задачи. А старая-то в это время еще не решена – и если вам придется вскоре вернуться к ее завершению, то будьте готовы к очередному периоду переключения мозга в старый режим.

Читайте также:  Монодиета_королевой_9_дней_отзывы

Лучшим сравнением станет следующая аналогия. Ваш мозг – это огромное и страшное пешее войско, способное победить любого неприятеля. Ваши дела – это маленькие, но существенно более быстрые конные отряды, безуспешно пытающиеся победить. Если ваше войско будет выстроено верным образом, то стычка с враждебным конным отрядом пройдет без потерь.

Однако если взять два или три конных отряда, атакующих с разных сторон, картина меняется с ужасающей скоростью. Ваше войско подходит к одному из вражеских отрядов, готовясь его победить – и тут вы переключаетесь на другое дело. Маленький отряд нападает на ваше большое войско с тыла, раня его и побуждая долго перестраиваться лицом к новой угрозе. Не успев закончить второе дело, переключаетесь на третье? История повторяется. Ваше войско редеет и слабеет, и вскоре от него остается жалкая горстка солдат, уже не способная победить даже одно-единственное дело.

Последствия многозадачности

Каковы последствия многозадачности? Разумеется, они крайне неприятны и нежелательны.

Во-первых, снижение продуктивности приводит к появлению хвостов по учебе, долгосрочных долгов по работе. Эти явления, как правило, имеют лавинообразный эффект – их нужно душить в зародыше, но не каждый человек, столкнувшийся с этой проблемой, имеет такую возможность.

Во-вторых, многозадачность приводит к избыточному истощению ресурсов головного мозга и хронической рассеяности. Отсутствие концентрации внимания в виде временного явления можно пережить, но когда это входит в привычку, справляться с большинством дел становится просто невозможно. Продуктивность от этого продолжает падать.

В-третьих, многозадачность приводит к эффекту потерянной выгоды. Вы начинаете думать о том, как много успели бы сделать, если бы сделали в тот день все вовремя, и грустите по упущенным возможностям. Такое упадочное настроение провоцирует выработку гормонов стресса, которые погружают мозг в состояние бесконечной апатии и полностью лишают вас возможности надолго сконцентрироваться на чем-либо.

Если вовремя не выйти из этого замкнутого круга, последним штрихом в картине может стать хроническая депрессия, лечение которой потребует помощи специалистов, или нервный срыв. Разумеется, это – не самый приятный вариант для человека, желающего жить, а не существовать – поэтому с многозадачностью нужно бороться.

Способы борьбы с опасным противником

Ниже будут описаны основные способы, с помощью которых вы сможете одержать верх над этим опасным противником. Даже если вы переживаете не лучшие времена в своей жизни, это поможет вам разобраться в себе, навести в голове порядок и вернуться к нормальной жизни, лишенной ненужных вам стрессов, которых вы можете избежать.

Предварительное планирование

Основной и самый лучший способ борьбы с многозадачностью – просто не позволять делам пересекаться. Планируйте свой день таким образом, чтобы приступать к работе, уже полностью проснувшись (между пробуждением и непосредственной трудовой деятельностью должно пройти не менее двух часов). Отводите конкретное время на решение конкретной задачи, и не приступайте к новому делу, не завершив старое. Иными словами, не создавайте вокруг своего мозга – своего огромного пешего войска – слишком много вражеских конных отрядов сразу. Разбивайте их по одному, и помните о том, что перед началом нового дела вашему мозгу потребуется некоторое время на переключение.

Устранение отвлекающих факторов

Само собой разумеется, что вам следует также избавиться от всех тех факторов, которые могут отвлекать вас от выполнения конкретной задачи. Выключайте мобильный телефон и мессенджеры, чтобы они не отвлекали вас от работы. Если вы работаете в людном месте, заглушайте голоса людей ненавязчивой фоновой музыкой (без слов – иначе вы будете отвлекаться на их восприятие). По возможности, отказывайтесь от новых обязанностей и дел, обещая приступить к ним по завершению уже начатого. Если вас пытается загрузить начальник – объясните ему, что такое многозадачность и как она вредит вашей продуктивности, и у него появится повод для размышлений – что даст вам время закончить начатое.

Расширение сознания

Если в процессе интеллектуального труда в вашу голову приходят важные мысли, пытаясь превратиться в те самые лишние отряды вражеской конницы, вам не нужно выкидывать их из головы. Используйте технику расширения сознания, перенеся мучающие вас мысли и спонтанно возникшие навязчивые идеи в блокнот или ежедневник. Таким образом, вы успокоите себя, получив возможность смело забыть о других делах и обязанностях до тех пор, пока окончательно не завершите текущее дело. Просмотреть список того, что лезло вам в голову во время работы, вы сможете и после.

Необходимое послесловие

Разумеется, описанные выше методы начнут работать не сразу. Вам будет не так-то просто отказаться от старых привычек и перестроить себя для увеличения производительности. Возможно, у вас будут некоторые проблемы с планированием, и вы будете расстраиваться, что успели не все, что запланировали.

В любом случае, вы на верном пути. Последовательное решение задач позволяет выполнить больше действий за тот же промежуток времени, чем попытка решить все вопросы разом, вперемешку. Со временем вы начнете лучше понимать себя, сможете критически оценивать свои возможности и задавать самому себе именно тот рабочий темп, который можете поддерживать.

Надеюсь вам понравилась статья. До завтра.. Успехов и продуктивности! Не забудьте поделиться ссылкой на статью со своими коллегами.

Наше новое видео:

Ссылка на основную публикацию
Что_делать_если_упал_на_спину
Упал на спину, болит спина: способы лечения и профилактика В жизни человека много разных ситуаций и падение – не исключение....
Что_вредит_организму
Что вредно для здоровья? На человека ежедневно влияет множество факторов. И не все они оказывают благоприятное воздействие на человека. Большинство...
Что_вреднее_чипсы_или_шоколад
Пицца, чипсы и шоколад: Названы вредные продукты, вызывающие зависимость У всех таких продуктов есть одна особенность – углеводов и жиров...
Что_делать_количество
Количество или колличество? Произношение некоторых слов в русском языке вводит в заблуждение при их написании. Многие руководствуются правилом: как слышится,...
Adblock detector