ОВСЯНКИ
Продолжительность: 75 мин.
Ограничения по возрасту: 18 лет
Россия, 2010
СЮЖЕТ
Логлайн
Двое живых мужчин, одна мертвая женщина и две птицы-овсянки едут из костромского города Нея в нижегородский Горбатов. У мужчин очень важная миссия. У овсянок тоже…
Синопсис
Овсянки – маленькие птички, лесные воробьи — живут почти на всей территории России. Зелено-желтые комочки – на них и внимание сразу не обратишь, но специалисты подсаживают овсянок к канарейкам, чтобы канарейки научились петь. Такие и наши герои – незаметные и простые с виду — Мирон Алексеевич — директор бумажного комбината из костромского городка Нея, фотограф этого же комбината Аист Сергеев и чертежница Таня — люди, которые могут быть твоими соседями по дому, но ты никогда не узнаешь, какие страсти кипят в их глубоких душах.
«Овсянки» — фильм-дорога в самые потаенные уголки нежности и грусти, фильм о любви.
Об ОВСЯНКАХ
Сценарий
Сценарий написан Денисом Осокиным по его собственной книге «Овсянки». Повесть была опубликована в журнале «Октябрь» в октябре 2008 года. Она высоко оценена критикой и получила Главный приз за лучшее прозаическое произведение на российском литературном фестивале «Аксенов-фест» в 2008 году
Места съемок
По сюжету герои едут из костромского городка Неи, где они работают на целлюлозно-бумажном комбинате в Горбатове на Оке – самом маленьком городе России. По дороге они проезжают Кадый (Костромская область), Кинешму, Юрьевец и Пучеж (Ивановская область), Балахну (Нижегородская область), Нижний Новгород.
Действие фильма происходит в наши дни, и все герои совершенно современные люди, однако основной сюжет истории связан с прошлым. Когда-то давно в России жило угро-финское племя Меря, к 17-ому веку оно полностью растворилось среди русских.
В фильме делается предположение, что часть Меря сохранилась до настоящих дней. Они одеты и говорят также как их современники, но в толпе всегда узнают друг друга…
Погода
Действие фильма происходит фактически в один день где-то в начале ноября. Состояние – «после последнего листа — до первого снега», поэтому съемочная группа убегала от снега – сначала снимали объекты и города на севере, затем спускались к югу.
Актеры
«Когда я впервые прочитал сценарий, меня пробило на слезы. Долго не мог ничего про него сказать. Это первый сценарий в моей актерской истории, который произвел на меня такое мощное впечатление.»
«Я считаю, что главная идея – это не просто что-то глубокое, а глубинное. Человек, не знающий и не имеющий свою историю – мертв. Особенно, если он перестает понимать свои корни – это очень страшно.»
«Здесь присутствует платоническая любовь, она необычна, ты не можешь ее получить, и в тоже время она тебя не отпускает и все. Он оправляет очень любимого человека в путь, прощается с чем-то невероятно ценным.»
«Здесь изначально было ощущение всего моего, хотелось схватить эту роль и не отпускать.»
«Я считаю, что это кино, которое никогда раньше не было возможно, и больше никогда не будет.»
«Я прочитал эту историю, сразу же позвонил и сказал: «Да, я буду сниматься в этом проекте. Если вы меня возьмете, конечно.»
«Это история о любви, не о той, которую у нас показывают, а о большой, искренней, настоящей…»
«Когда я прочитала сценарий в первый раз, я подумала: «Где я, и где Таня?». Таня увиделась мне невероятно женственной. Женственность, сводящая с ума, женская притягательность — это Таня.»
«Постепенно, в процессе работы все слова ушли. Они не нужны, они ничего не меняют, они только обытовляют историю.»
«Мне кажется, что любовный посыл в мужчинах ничуть не меньше, чем в женщинах, а может, и ещё сильнее.»
«Жена мастурбирует перед вами
Что может быть краше!?
Вашу жену зовут например Наташа
Ваша жена в теле, ваша жена в силе
Вы смотрите на нее – это вы ее попросили…»
(Веса Сергеев)
«Мы снимали с Денисом Осокиным фильм о современных марийских языческих жрецах. Как-то ночью после съемок мы пошли прогуляться и забрели в священную рощу деревни Шоруньжа Унчо. Была зима, очень холодно – минус сорок. Снега – по пояс. И там Денис сказал, что он написал новый, очень необычный сценарий, что он называется «Овсянки», и что «Овсянки» — это именно тот фильм, который мы снимем следующим.»
«Безусловно, это сказка на все времена. Я очень люблю этот жанр и не раз к нему обращался.»
«Поучать никого не хочется, а хочется лишь приоткрыть окошко в Другой мир, мир, так не похожий на наш, но «воспоминания» о котором сидят у каждого в подкорке.»
«Про этот фильм хочется сказать: «Во-первых, это красиво!»
«Редко попадаются сценарии так хорошо написанные, поскольку, исходник — сама повесть Дениса Осокина, она действительно впечатляющая. Для меня важно, в первую очередь, получить чувственное восприятие от произведения.»
«Это не просто этническая история, для меня это форма изложения отношений в нашей жизни, взаимоотношения людей. Народность, которая там есть, была она или нет — это интересно как фабула.»
«В картине присутствуют довольно смелые вещи, в плане визуальных решений, эротических сцен, глубиной образов, ничего подобного я не видел и не делал. Именно ощущение чего-то нового толкало к работе.»
«Два года назад, даже не дочитав до конца присланный мне Алексеем Федорченко сценарий «Овсянки», я увидел будущий фильм и понял, что не снять мы просто его не сможем. Я влюбился в эту полную любви и нежности историю и ощутил, что мы с героями переживаем похожие чувства и эмоции.
Мы очень быстро запустились и сняли картину. После этого очень долго и тщательно вели постпродакшн. Было много вариантов монтажа, несколько музыкальных концепций, мы переписывали диалоги и закадровый текст героев, добиваясь нужной интонации, очень бережно укладывали звук. Мы не могли допустить, чтобы в нашей работе было меньше любви и страсти, чем в жизни самих героев.
Этот фильм действительно выстраданная история всей нашей съемочной группы. И я безмерно благодарен Денису Осокину и Алексею Федорченко за то, что они познакомили меня с нашими героями и дали мне возможность состояться как продюсеру именно на этой картине.»
«Сейчас есть фильм, который называется «Овсянки» и есть замечательная повесть «Овсянки», которые сильно отличаются между собой, как часто бывает между кино и литературным произведением.»
«В фильме нет какой-то одной идеи или послания, он очень многомерный. И я надеюсь, что каждый найдет в нем что-то свое.»
«Для меня лично, меря в фильме — это такие идеальные мы.»
«Фильм «Овсянки» получился очень зрительским, и я надеюсь, он будет интересен не только любителям артхауса, но и всем, кто любит хорошее кино, где есть место переживанию.»
«Это кино погружает, и потом еще долгое время не отпускает эмоционально.»
«Овсянки» – очень нежное, пронзительное и чувственное кино. Такие фильмы редко появляются в последнее время.»
Фильм овсянки о чем
Директор целлюлозно-бумажного комбината [3] Мирон Алексеевич едет совершать якобы мерянский традиционный обряд погребения — (кремирования) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц, из Неи в Мещёрскую поросль (Горбатов). В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, и ему вдовец по дороге рассказывает очень интимные подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух маленьких птиц, овсянок. Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.
Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных [4] [5] ) древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.
Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки. Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.
На обратном пути герои заезжают к проституткам, а овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с Кинешемского моста в «великую мерянскую реку» Волгу. Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по выдуманной создателями фильма мерянской вере, — значит обрести бессмертие.
В ролях
- Юрий Цурило — Мирон Алексеевич Козлов, директор целлюлозно-бумажного комбината
- Юлия Ауг — Таня, жена Мирона Алексеевича (в девичестве — Овсянкина)
- Игорь Сергеев — Аист Всеволодович Сергеев, фотограф
- Виктор Сухоруков — Всеволод (псевдоним — Веса) Сергеев, отец Аиста, мерянский поэт-самоучка
- Вячеслав Мелехов — продавец птиц
Съёмочная группа
- Режиссёр — Алексей Федорченко
- Оператор — Михаил Кричман
- Продюсеры — Игорь Мишин, Дмитрий Воробьев и Мария Назари
- Автор сценария — Денис Осокин (автор повести)
- Композитор — Андрей Карасёв
- Монтаж — Сергей Иванов
Съёмки и премьера
Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин, так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок“ порнографическим» [6] . Помимо Горбатова и Нижнего Новгорода, съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрах [7] ) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея) [8] .
В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на «Кинотавре», но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре [1] [9] [10] . Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал стоя на премьере российской картины» [6] .
В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке) [11] . Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований» [12] .
Награды и номинации
- 67-й Венецианский кинофестиваль (2010) [13] :
- Приз «Озелла» за лучшее изобразительное решение (оператор-постановщик Михаил Кричман)
- Приз FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы)
- Приз Экуменического Жюри (Жюри, состоящее из представителей различных конфессий)
- Почетная Премия Назарено Таддеи (учрежденная в 2007 году по случаю годовщины смерти итальянского режиссера, ученого и проповедника Назарено Таддеи)
- Приз «Золотая Мышка» (Международная Ассоциация OnLine Кинокритиков)
- Международный Кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Меридианы Тихого» (2010):
- Приз за лучшую режиссёрскую работу
- Открытый Фестиваль Кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» (2010):
- Приз за лучшую режиссуру
Премьерный показ в разных странах
Трактовки
Кинообозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин воспринял «Овсянки» как «языческую поэму огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически». Сразу после премьеры он провёл параллель между «Овсянками» и лучшим, по его мнению, фильмом Тарковского — «Зеркало». Кичин отметил мощность эффекта остранения, которое производит картина: «то, что считается грязным, греховным, вдруг оказывается целомудренно чистым и человечным» [16] .
Михаил Трофименков («Коммерсантъ») отметил, что создатели фильма копнули глубже христианства, традиционно отождествляемого в России с духовностью, и попытались погрузить зрителя в преданный забвению современными европейцами мир язычества. По его наблюдению, фильмом «Овсянки» в российское кино введён «новый антропологический тип… лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек» [17] . Для Андрея Плахова «Овсянки» — это «метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации» [6] .
В сентябре 2011 г. фильм вышел в ограниченный североамериканский прокат. Рецензенты ведущих изданий США не преминули отметить продуманность звукового ряда и блестящую операторскую работу:
- Высший балл из возможных выставил российскому фильму Роджер Эберт, отметивший, что давно не был так тронут: «всего за 75 безупречных минут фильм достигает глубин эпоса» [18] .
- Джим Хоберман полагает, что неспешный ритм и бесшовное сращение прошлого с настоящим позволяют авторам разглядеть за поверхностью повседневной жизни глубокую архаику [19] .
- Кинокритик The New York Times увидела в «Овсянках» урок того, как следует прощаться с наиболее тебе близким: «Спокойно принимая текучесть времени, этот необычный фильм напоминает нам о том, что слова „умереть“ и „исчезнуть“ далеко не всегда — синонимы» [20] .
Овсянки
Режиссер: Алексей Федорченко
«Овсянки» — фильм-реквием, фильм о любви и смерти. История двух мужчин из российской глубинки. Они едут хоронить женщину по имени Таня, которую оба любили, по обряду существовавшего когда-то финно-угорского племени меря, жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских. Фильм Алексея Федорченко "Овсянки" был представлен в основном конкурсе 67-го Венецианского кинофестиваля и получил премию "Озелла" за операторскую работу Михаила Кричмана, был назван лучшим фильмом международной ассоциацией кинокритиков ФИПРЕССИ и получил несколько наград от общественных организаций.
"Овсянки" не похожи на российское кино "новой волны". В нем другая Россия — не чернушная и не христиански умильная, а метафизическая, во многом фантастическая, придуманная писателем Денисом Осокиным, написавшим прекрасную повесть "Овсянки" и напечатавшим ее под псевдонимом Аист Сергеев. Аистом зовут и одного из трех главных героев "Овсянок", от чьего лица идет повествование. Он работает фотографом на бумажной фабрике, и именно к нему обращается директор с просьбой помочь сжечь тело умершей жены, а потом развеять ее прах по реке. Так поступают со своими покойниками меряне — дожившие до наших времен потомки угро-финского народа меря, сохранившего ритуалы язычества. Лучшим же способом ухода в другой мир считается утонуть в одной из тамошних рек — от Волги до Неи: это голубая мечта любого мерянина. Осуществить ее героям помогают мистические птички овсянки.
После "Возвращения" Андрея Звягинцева, в 2003 году примирившего Венецию с новым российским кино, "Овсянки" стали вторым случаем единодушного приятия фильма from Russia with love. С "Возвращением" картину Алексея Федорченко сближают и великолепная операторская работа Михаила Кричмана, и отсутствие господдержки (по словам режиссера, в Минкульте сочли сценарий "Овсянок" порнографическим, и проект полностью профинансировал продюсер Игорь Мишин). В Венеции же фильм, действительно не чуждый эротики, воспринят как целомудренный и духовный, чего по привычке ждут в мире из России. Как всякий миф, он несет в себе черты заблуждения. Иностранцы легко поверили, что в современной России, застрявшей меж эпох и цивилизаций, действительно живут-поживают язычники меряне и сжигают своих мертвецов. О том, что это метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации, догадались немногие. Андрей Плахов. Газета «Коммерсантъ»
Языческо-сексуальная утопия Федорченко очень человечна, то есть очень печальна. Это утопия, основанная на любви не небесной, но земной. Любви людей нескладных, не стесняющихся своих чувств и желаний, не соответствующих никаким канонам красоты, порой смешных, никогда — не жалких, трагичных в своей человечности. Режиссер, как провинциальный, ну или какой-нибудь профкомовский фотограф, всматривается — глаза в глаза — в своих меря. Лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек, без околичностей интересующихся у Мирона и Аиста: "Вы нас хотите?" В их внешности есть что-то общее: Алексей Федорченко и Михаил Кричман действительно изобрели некий новый антропологический тип. Исчезающий, вымирающий, как вымирает в фильме перед наступлением зимы природа. Но, повинуясь языческой логике, режиссер даже не заставляет Юлию Ауг притвориться на экране мертвой. Она возмутительно живая, и поэтому хочется подыграть Алексею Федорченко, поверить, что меря были, есть и будут. Михаил Трофименков. Журнал «Weekend»
«Овсянки» не потрясают, не сводят с ума, но заставляют плакать, когда ничего грустного не происходит, улыбаться, когда случается трагедия. Мистика, метафизика, путешествие вглубь себя. Из-за нашей беспомощности против сдержанной красоты мира внутри каждого из нас мечется, бьется маленькая невзрачная овсянка. Екатерина Визгалова. Арт-хаус в Кино. Кино-Театр.Ру Океан остается наименнее исследованной для нас сферой планеты, более аггерсивной по отношению к человеку и наименее ему подчиненной. Я выступил в роли персонажа, который хочет открыть нечто новое, я чувствовал себя как великие путешественники 19 века. Потом, мне очень был важен стилистический момент, потому что большинство тех, кто брался за схожие проекты, вели себя как наблюдатели в аквариуме, то есть они оставались статичными, а мы же – шли вслед за нишими персонажами. Жак Перрен.