Физическая_готовность_это

Физическая_готовность_это

Тема 6.1. Понятие физическая готовность

В психолого-педагогической литературе понятие «готовность к школе» рассматривается в широком и узком смыслах, связывая уровень развития ребёнка с процессом подготовки. Вводятся два понятия – общая и специальная готовность. Общая готовность включает следующие аспекты: умственный, физический, нравственный, трудовой, эстетический. Специальная готовность направлена на развитие речи, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.

Готовность ребёнка к школьному обучению – уровень развития ребёнка, обеспечивающий устойчивость и успешность школьного обучения. Это многогранное явление, определяемое рядом биологических, социальных, психолого-педагогических факторов.

Рассматривая компоненты готовности ребёнка к обучению в школе (физический, интеллектуальный, в сфере общения, эстетический, нравственный, трудовой), важно отметить, что все они взаимосвязаны, могут дополнять друг друга. Базовую основу развития детей составляет физическая готовность ребёнка к школьному обучению, предполагающая достаточно высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), высокую работоспособность, низкую утомляемость. Дети способны самостоятельно организовывать подвижные игры, соблюдать культурно-гигиенические навыки (например, самостоятельно контролировать и сохранять позу во время сидения). Показатели физической подготовленности (физическая подготовленность – это результат физической подготовки, в свою очередь, физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств посредством физических упражнений в процессе физического воспитания детей), классические идеи разработаны А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной. В программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» приводятся содержательные характеристики физической готовности детей к обучению в школе.

Таким образом, «готовность ребёнка к обучению в школе» — это целостное, многоаспектное явление, определяемое не столько уровнем развития его отдельных биологических, психологических и социальных компонентов, сколько их взаимосвязанностью и интеграцией. Физическая готовность детей к обучению в школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления в школу.

Физическая готовность к школьному обучению – это достижение ребенком показателей уровня физического развития (биологической зрелости), соответствующего возрасту, и физической подготовленности, позволяющей ему успешно адаптироваться к разнонаправленным (сила, быстрота, выносливость и так далее) физическим нагрузкам школьного обучения. Состояние физической готовности делится на две составляющих. Показатели физической готовности в таблице 12.

Показатели физической готовности

Физическое развитие (биологическая зрелость) Физические показатели Владение техникой двигательных действий
— Рост — вес — ЖЕЛ — сила-слабость нервной системы — подвижность нервной системы Физические качества: — сила — быстрота — выносливость — гибкость — ловкость Психомоторные свойства: — равновесие — ориентировка в пространстве — мелкая моторика — двигательная обучаемость Основные движения: — ходьба — бег — прыжки — метание — лазание

Первая, естественно-биологическая, объединяющая показатели, отражающие конституционно-типологические, морфофункционалъные, а также половые особенности ребенка. Совокупность данных показателей отражает уровень физического развития, величина которого может соответствовать или не соответствовать требованиям школьного обучения. Под физическим развитием следует понимать не какое-либо статическое состояние организма ребенка, а постоянно изменяющийся динамичный процесс. Поэтому при определении параметров физического развития в определенный момент времени правильнее говорить о «физическом состоянии».

Вторая составляющая физической готовности к школе включает показатели уровня развития основных физических качеств и овладения техникой программных физических упражнений, подводящих не только к освоению школьной программы, но, главное, к биологической адаптации ребёнка в условиях нового социального статуса. Эта часть физической готовности социально детерминирована и характеризуется, в отличие от первой составляющей, значительной восприимчивостью к педагогическим воздействиям, направленным на регулирование уровня ее отдельных составляющих, что допускает их относительно жесткое нормирование. Такую педагогически регулируемую часть физической готовности к обучению в школе обозначают как физическую подготовленность.

Таким образом, для выявления физической готовности дошкольников к обучению в школе существует объективная необходимость определять степень его физического развития и физической подготовленности, а при разработке нормативных требований учитывать не только консервативное и динамичное основания их отдельных составляющих, но и степень влияния этих составляющих на интеллектуальную сферу ребенка.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Понятие и нормы: показатели физической подготовленности

Общее состояние человеческого организма, его реальные возможности, работоспособность, можно назвать физической подготовленностью. Обычно она достигается при помощи силовых нагрузок. Чем систематичнее, углубленнее, занимается своим телом человек, тем выше его подготовка. При хорошем ее уровне человек обладает устойчивостью к разным заболеваниям, менее подвержен стрессам, эмоциональным и нервным потрясениям, более крепок, выдержан. Дыхательная и кровеносная система у такого человека развиты намного лучше, чем у неподготовленного, а умственный потенциал, вместе со способностью к концентрации позволяет достигать успехов в работе или учебе.

Показатели физической подготовленности (физические качества человека)

Если не говорить о проблемах со здоровьем, то физической подготовленности атлет может достичь только путем старательного выполнения комплексов разнообразных упражнений. Подготовка отражает процессы роста, формирования на отдельных этапах индивидуального онтогенеза (развития). Нюансы нго напрямую зависят от личных особенностей его конструкции, строения тела.

Общая информация

В организме каждого из нас постоянно протекают какие-либо процессы, они не прекращаются, пока не прекратится наш жизненный цикл. Их принято делить на возрастные этапы, которые характеризуются своими свойствами (психическими, физическими, морфологическими, функциональными). Чем выше уровень, скорость совокупности этих процессов, тем более подготовленным физически можно считать человека, а его нервную, умственную, физическую работоспособность высокой.

Читайте также:  Нездоровая_пища_список

Порой ввиду того, что последовательность развития нарушается на ранних сроках внутриутробного развития, происходят необратимые изменения, влияющие на всю жизнедеятельность организма. Однако в большинстве случаев, если не говорить о патологиях, прямое влияние на физическую подготовленность человека оказывают внешние факторы: воспитание, особенности рациона, социальные нюансы, наличие болезней. Они более весомы, чем генетические задатки и могут оказывать воздействие в разы мощнее.

Но в чём же заключается физическая подготовленность, какие свойства можно включить в список свойств любого организма? К показателям физической подготовленности относятся функции, оценивание которых происходит на основе простых данных: рост, вес тела, пропорции развития его отдельных частей, емкость легких, мышечная сила, тонус, состояние опорно-двигательного аппарата, осанка, наличие, толщина липидной прослойки и много чего еще. Так сложилось, что принято оценивать общее состояние по внешним морфологическим факторам, однако только в совокупности с функциональными параметрами, для объективности оценки.

Сила или мышечная сила

Этот показатель выражается в способности или неспособности человека выдерживать определённый уровень сопротивления, путем напряжения мускулов. Многие виды деятельности подразумевают развитие такой силы как в бытовой жизни, так и на производстве. Во многом этот фактор зависит не только от массы, качества самих мышц, но также от биохимических процессов, которые в них происходят, а также деятельности центральной нервной системы. Она может проявляться в изотоническом или изометрическом режиме. В первом случае это относится к динамической (взрывной) силе (сокращение или растягивание мускулов), а во втором к статической (удерживание одного положения под нагрузкой). Существует несколько видов силы.

  • Мышечная. Это возможность мышцы преодоления какого-либо сопротивления.
  • Абсолютная. Этим термином обозначается степень силового напряжения во время преодоления сопротивления, без учета общей массы.
  • Относительная. Так называется соотношение силы, на единицу собственного веса.
  • Скоростная. Для измерения такой силы можно руководствоваться такими показателями, как сила рук, ног, брюшного пресса, спины.

Увеличение силы напрямую связано с ростом мышечной массы. Причем это имеет как эстетический аспект (красота тела), так и чисто «прикладной» – крепкие мускулы менее подвержены травмам, они способствуют удерживанию естественной массы тела. Мышцы требуют гораздо больше калорий, чем липидные прослойки, потому сильные люди обычно мало подвержены таким проблемам, как абдоминальное или конституционно-экзогенное ожирение.

Быстрота (скорость)

Это свойство напрямую характеризуется тем, насколько часто могут сокращаться и расслабляться мускулы. Понятие разделено на три основные подкатегории.

  • Спринтерская быстрота.
  • Скорость движений.
  • Быстрота реакции.

Проще всего определить спринтерскую скорость. Она высчитывается просто: нужно измерить за какое время атлет пробегает расстояние в двадцать пять метров.

Выносливость

Этот показатель физической подготовленности – понятие довольно обширное. Оно охватывает все качества, которые указывают на то, насколько долго организм может противостоять разным нагрузкам.

  • Общая или аэробная. Чтобы превратить сахар (углеводы) в чистую энергию, аэробная система применяет кислород. При интенсивных нагрузках процесс может касаться липидов и даже белков (катаболизм). Работа на пределе аэробной выносливости помогает сжигать больше избыточной массы. Замеры по этому свойству обычно проводятся во время бега на 2 километра для девушек, на 3 километра для парней.
  • Спринтерская (скоростная). Это способность выносить нагрузки при наиболее высоких скоростях сокращений-расслаблений мускулов. Обычно замеры проводят тоже при беге за единицу времени.
  • Силовая. Это способность выдерживать довольно весомые нагрузки силового характера. Это качество определяется тем, насколько долго мускулы способны к повторениям одинаковых усилий за определенный отрезок времени. Для разных групп мускулов определяется по-разному: плечевой пояс – подтягивания из виса, брюшной пресс – поднятие-опускание туловища лежа.
  • Скоростно-силовая. Это показатель совмещает два последних. Он освещает способность выполнять какие-либо силовые упражнения или работу, за конкретный отрезок времени.

Гибкость

Одно из наиболее важных качеств, характеризуется возможностью тела человека выполнять разные движения с относительно большой амплитудой, размахом. Максимальный показатель этой величины будет считаться гибкостью. Его обозначивают общую подвижность всех суставов организма. Специалисты выделяют две основные формы подвижности.

  • Пассивная. Это те, которые выполнены под воздействием внешних факторов и сил.
  • Активная. Произвольные движения, которые выполнены за счет сокращения-расслабления мускульных групп, проходящих через тот или иной сустав.

Если в тренировочный комплекс атлета входят только силовые нагрузки, а растяжке при этом не уделяется достаточно внимания, по показатель гибкости может значительно упасть, даже при регулярных занятиях спортом. Физическая подготовленность характеризуется также этим немаловажным свойством.

Ловкость

Это качество, помогающее обучаться разным движениям за минимальный временной отрезок. При этом учитывается также способность быстро перестроиться, «приноровиться» к выполнению таких движений. Выдающийся советский ученый-физиолог Николай Александрович Бернштейн считал это свойство способностью быстро и с наименьшим сопротивлением двигательно выйти из любой затруднительной ситуации.

С точки зрения психологии, ловкость может напрямую зависеть от качества работы центральной нервной системы, возможности адекватно оценивать, решать разные двигательные задачки. Чем больше набор двигательных навыков, тем выше показатель ловкости. Люди, у которых такие способности более ярко выражены, могут с легкостью научиться жонглировать, играть в разные игры, выполнять акробатические упражнения.

Читайте также:  Можно_ли_поправиться_от_апельсинов

Состав и координация

Еще одно важное качество, оно определяет соотношение в одном организме наличие липидной, белковой, костной ткани. В зависимости от веса, возраста, можно определить степень здоровья и физической подготовленности. Понятно, что избыточная масса жира может свидетельствовать о заболеваниях сердца, гипертонии, диабете и прочих проблемах.

Координация напрямую связана с ловкостью, а также составом тела. Это умение правильно управлять собственными мускулами, проявляя слаженность работы разных систем организма. Хорошая координация движений позволяет держать равновесие, дольше не уставать за счет четкости выполнения разных телодвижений.

Пропорциональность

Это свойство также называется росто-весовым показателем, а его суть кроется в самом названии. Это набор параметров, в число которых входит масса тела, рост, распределение центров веса, тип телосложения. Этим руководствуются профессиональные тренеры, подбирая того или иного человека для выполнения тех или иных упражнений или занятий разными видами спорта, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Оценка физической подготовленности

Многие не понимают, что понимается под тестированием физической подготовленности, как вообще можно оценить нечто подобное. Ведь каждый человек индивидуален, не похож на другого, а потому подготовка у него тоже разная. Пришла пора разъяснить, о чем идет речь, а также предоставить некоторые цифры для лучшего понимания. Дается такая характеристика только после проведения оценивания общего физического функционального состояния. Существует ряд уже давно разработанных и подобранных испытаний, замеров, тестов.

Ведение дневника самоконтроля

Главным, основным методом контроля физической подготовленности является ведение собственного дневника, куда вы будете заносить все изменения, происходящие с вашим телом во время тренировок. Для этого нужно просто разлиновать обычную тетрадку, куда вносить данные о работе разных систем организма, настроении, успехах, на определенное число.

  • Пульс в состоянии покоя и после нагрузки.
  • Ортостатическая проба.
  • Объемы и характеристика нагрузок.
  • Частота дыхания до и после упражнений.
  • Общие сведения о самочувствии.
  • Настрой: позитивный или негативный.
  • Время восстановления.

Ведение таких записей дает общее представление о состоянии здоровья атлета, а также о его функциональных показателях. Даже чисто для себя полезно их делать, чтобы понимать, на что стоит обратить больше внимания.

Нормативы по физической подготовке

Разработан целый комплекс показателей, которые считаются усредненными, а также одинаковыми для всех.

Для школьников и студентов

Определенная часть тестов относится к оценке физической подготовленности учеников школ, техникумов, университетов и иных учебных заведений. По тому, как изменились показатели физподготовки у одного и того же человека, к примеру, за семестр, можно судить в целом о проведенной работе по подготовке. Это включает в себя применение специальных средств, инвентаря, а также методов физического воспитания.

Для армии

Вооруженные силы – отдельная сфера физической подготовки. Существуют разные типы тестирования, которые показывают соответствие солдата общепринятым нормативам конкретной страны. У разных государств они могут весьма существенно разниться. Они имеются в свободном доступе, потому давайте рассмотрим лишь некоторые для сравнения.

Подтягивание на перекладине

  • Великобритания – 12 раз.
  • США – 10 раза.
  • Германия – 12 раз.
  • Франция – 8 раз.
  • Россия – 12-13 раз.

Бег на дистанцию 1000 метров (1 километр)

  • Великобритания – 4.7-5 минут.
  • США – 7-8 минут.
  • Германия – 6 минут.
  • Франция – 3.5-4.6 минуты.
  • Россия – 3.3-3.25 минуты.

Методы оценивания физической подготовленности (тесты)

Для осуществления контроля над физподготовкой учащихся или военнослужащих предусмотрен набор специальных испытаний (тестов). Они бывают общие, предназначенные для среднестатистической девушки или парня, а также специальные, если человек уже прошел или не способен выполнить таковые.

Общие

  • Прыжок в длину с места.
  • Поднимание, опускание тела из положения сидя.
  • Наклон тела вперед на гимнастической скамье.

Медгруппа

  • Подтягивание на перекладине.
  • Плавание.
  • Бег на лыжах.
  • Упражнения на мышцы пресса (для женщин).
  • Сгибание рук (упор лежа).
  • Тесты на гибкость.
  • Прыжки со скакалкой.
  • Тест Купера.
  • Бег (1, 2, 3 километра).
  • Прыжки с места в длину.

Чтобы оценить сердечно-сосудистую деятельность организма обычно принято применять так называемую пробу Руффье, а также индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

Тест Купера

Эта проверка была изобретена еще в 1968 году американским военным врачом и ученым Кеннетом Купером. Рассчитан он на здоровых людей с хорошим самочувствием в возрасте не более тридцати пяти лет.

  • Разминка (3-15 минут).
  • Бег (велосипед, плавание) на замер расстояния с максимальной «выкладкой» за 12 секунд.
  • Заминка.

Причем ценность этого теста не в его результатах на какой-то определенный период, а в динамике изменения по мере прохождения физической подготовки.

Это намного более нагрузочная проба, которая предлагается для прохождения только уже подготовленным атлетам. Для новичков такие методики малоэффективны, так как в основном выполнить нормативы у них не получается. Суть теста проста: за 300 секунд человек должен размерено (маршировка) восходить и спускаться на стульчик или скамью. После этого дается одна минута на отдых. Сам индекс высчитывается по формуле.

ИГСТ = t x 100 / (F1+F2 + F3) х 2

Здесь значения F1, F2, F3 обозначают пульс, замеренный соответственно на второй, третьей, четвертой минуте после нагрузки. Есть другая, усредненная, упрощенная формула.

Читайте также:  Как_влияет_алкоголь_на_реакцию

ИГСТ= t x 100 / f x 5,5

t — время восхождения в секундах.

f— ЧСС (пульс, частота сердечных сокращений).

Индекс Руфье

Для этого теста сперва следует посидеть в состоянии покоя ровно триста секунд (5 минут). После этого замеряется пульс, результат записывается. Производится 30 приседаний за 45 секунд. ЧСС подсчитывается за первые и последние пятнадцать секунд отдыха после упражнения, а затем после минуты бездействия.

(4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10 = Индекс Руфье

Р1- пульс после отдыха.

Р2 – первый замер после занятий.

Р3 – второй замер.

Р3 – третий замер.

Физическая готовность детей к школе

Физическая готовность детей к школе .

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина см, масса кг, окружность грудной клетки — 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников — к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов — . Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Ссылка на основную публикацию
Федерация_пауэрлифтинга_сарычева
Руководство федерации стритлифтинга WSF Сарычев Кирилл Игоревич Президент и основатель федерации WSF Многократный чемпион и рекордсмен России, Европы и мира...
Утягивать_живот_для_похудения
Худеем — цель! Давно известный факт, что, как бы упорно человек ни занимался спортом, живот — это самая проблемная зона....
Утягивающий_корсет_для_живота
Утягивающие корсеты для талии, для живота, под одежду в Спб и Москве Мы не обманываем клиентов! Все, что вы прочитали...
Федор_емельяненко_биография_бойца
Емельяненко Федор Владимирович Емельяненко Федор Владимирович – российский спортсмен, президент Союза ММА России. Биография Федора Емельяненко Родился 28 сентября 1976...
Adblock detector