Формирование_спортивной_команды

Формирование_спортивной_команды

20. Понятие о спортивной команде как малой группе.

Малая группа — общность людей, выделяемая в социальном целом на основе какого-либо признака.

Основной признак группы — способность к согласованным действиям.

Спортивная команда может рассматриваться как реальная малая группа, в рамках которой осуществляется спортивная деятельность.

Спортивной команде присущи следующие признаки:

1.Численность. Спортивной командой следует считать группу, в состав которой входит не менее 2-х и не более 25 человек (например, команда футболистов — 11 игроков).

2.Общегрупповая цель, общность целей отличает спортивную команду (такой целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов).

3.Сплоченность. Спортивная команда представляет собой высшую форму развития группы по уровню социальной зрелости (коллектив). Внутри спортивной команды деятельность осуществляется на основе сотрудничества, взаимопонимания, наличия осознаваемой всеми цели, общественных потребностей, мотивов и ценностей.

4.Автономность группы проявляется в некоторой обособленности от других групп. Внутри спортивной команды существуют узкие групповые цели, своя система ценностей, правил, традиций, условностей и т. д.

5. Дифференцированность и структурность. В спортивной команде выделяют формальную и неформальную структуры.

Неформальная не регламентирована администрацией, основана на естественных отношениях, родстве интересов (т. е. включает спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия в форме неформальных отношений.

Формальная является административно санкционированной (распоряжения вышестоящих организаций или тренера), члены группы имеют свои права и обязанности, ей присуща иерархия. Включает два компонента: а) горизонтальная структура — распределение ролей (амплуа) в команде (например, команда гандболистов — вратарь, правый, левый, полусредний. );

б) вертикальная структура — определяется наличием субординационных отношений внутри команды (например, старший тренер — капитан — основные игроки — запасные).

6. Психологический климат является качественной характеристикой межличностных отношений в группе, характеризует систему отношений к условиям, характеру, содержанию совместной деятельности, к руководителю и другим членам группы. Формирование позитивного климата является одной из важнейших задач тренера, руководителя спортивной команды и психолога.

21. Сплоченность команды и результативной деятельности.

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии при изучении групповой динамики. Л. Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней.

Сплоченность — социально-психологическое групповое явление, которое свойственно коллективу и характеризует степень привлекательности группы для ее членов (симпатии и антипатии) и удовлетворенность членством в группе (удовлетворение потребности в общении, безопасности).

Сплоченную группу характеризуют: единство взглядов, мотивов, ценностей; сотрудничество (готовность и умение бороться за достижение общих целей, способность легче преодолевать трудности, мобилизовать усилия, не допускать разногласий и конфликтов на тренировках и соревнованиях); дружеская атмосфера, способствующая развитию личности каждого спортсмена (заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь); эффективность деятельности группы.

Объективно сплоченность спортивной команды проявляется в высоких стабильных результатах, в едином мнении, сопереживании успехов и неудач, в высокой дисциплине, взаимопонимании, постоянстве состава.

Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней.

Говоря о сплоченности спортивных команд, следует иметь в виду не только эмоциональные взаимоотношения между спортсменами, но и игровые, так как очевидно, что симпатии не являются единственной причиной, побуждающей спортсменов быть членами данной команды.

В спортивных командах необходимо рассматривать сплоченность в двух аспектах — деловом и эмоциональном.

Сплоченность команды связывают с успешностью деятельности:

• положительная взаимосвязь между уровнем сплоченности и результатом характерна для командных видов спорта;

• отрицательная взаимосвязь или ее отсутствие характерна для индивидуальных видов спорта;

• результат в большей степени влияет на уровень сплоченности, чем наоборот.

Таким образом, в результате многочисленных исследований было выявлено, что сплоченность повышает результат в командных видах спорта и снижает или практически не оказывает влияния в индивидуальных видах спорта.

Высокий результат приводит к увеличению уровня сплоченности, что в свою очередь улучшает результат.

22. Виды совместимости в спорте. Совместимость — способность членов группы выполнять совместную деятельность. В основе совместимости лежит оптимальное сочетание психологических характеристик участников взаимодействия по принципу их сходства и взаимодополняемости.

Совместимость по принципу взаимодополнения характеризуется взаимной компенсацией отдельных личностных качеств, физических характеристик, обеспечивающих эффективность действий.

Психофизиологическая — соответствие людей по возрасту, уровню физического, сенсомоторного и психомоторного развития (быстроты реакции), степени тренированности и подготовленности (энергозатрат), проявлению основных свойств нервной системы и темперамента. Психофизиологическая совместимость — низший уровень совместимости, который не осознается и проявляется в эмоциональном восприятии темпа работы, поведении самой личности. Например, для спортсменов, выполняющих упражнения одновременно, наиболее значимой является совместимость психофизиологическая, без которой невозможно достичь необходимой синхронности действий (гребля, прыжки на батуте, прыжки в воду).

Психологическая — согласованность психологических свойств членов группы, а также функционирования их психических процессов: ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, эмоций, подобия доминирующих психических состояний и их протекания (для спортсменов, выступающих парами: фигурное катание, акробатика). Психологическая совместимость (групповая и межличностная) — высший уровень совместимости, взаимодополнение свойств личности и черт характера (моральная сплоченность и взаимная приспособленная адаптация личностных особенностей ее членов).

Социально-психологическая основывается на единстве ценностных ориентации и направленности личности, социальных ролей и установок, отношения к тренировочной и соревновательной деятельности. Она определяет характер взаимодействия членов группы и спортивную успешность. Например, в игровых видах спорта различие взглядов (социально-психологическая несовместимость) оказывало негативное влияние на результативность, хотя психофизиологические характеристики были идентичны и наоборот. Социально-психологическая совместимость в большей мере обеспечивает благоприятный климат в спортивной команде.

Необходимо отметить, что на результативность деятельности влияет не сама совместимость членов команды и тренера со спортсменами. Совместимость влияет на взаимоотношения в команде и отношение к спортивной деятельности.

Совместимость между членами группы (спортивной команды) обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения.

Формирование спортивного коллектива

Коллектив как тип социальной общности и совокупность индивидов, его отличительные особенности. Социально-психологический климат в коллективе и факторы, на него влияющие. Конфликты в спортивной команде, их природа и пути разрешения, задачи тренера.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.11.2011
Размер файла 20,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА

Целью данной работы является изучение спортивного коллектива; поведения, эмоционального настроя отдельного члена коллектива и влияние всего этого на коллектив в целом. В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как «Что такое коллектив», «Основные отличительные черты спортивного коллектива» и др.

В задачи реферата входит:

— изучить психологию спортивного коллектива, социально-психологические черты;

— выяснить из-за чего происходят конфликты в коллективах, найти причины их возникновения и описать действия тренера при подобных ситуациях.

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определённым образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2. отчётливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3. относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4. структурированностью — определённой степенью чёткости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5. организованностью, то есть упорядоченностью, подчинённостью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;

6. открытостью-то есть готовностью к принятию новых членов.

2. Социально-психологический климат коллектива

коллектив команда спортивный конфликт

Социально-психологический климат коллектива — это характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологический климат коллектива связан с определённой эмоциональной окраской психологических связей между членами коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Читайте также:  Кекс_в_кружке_рецепт_с_фото

Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Учёные зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идёт интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определённых личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, и норм.

Другой стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъёмы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несёт в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

В психологическом климате проявляются эмоциональное состояние группы и отдельных спортсменов, межличностные отношения, конфликты между членами группы. Хороший психологический климат связан с целенаправленной деятельностью команды, продуктивным продвижением к достижению общей цели, с преодолением препятствий различной степени трудности, временных неудач, ошибок, непредвиденных обстоятельств и др.

Каждый спортсмен вносит свой вклад в психологический климат коллектива и ощущает на себе его влияние. У спортсменов в зависимости от степени удовлетворённости положением в команде, взаимоотношениями с партнёрами и тренером возникают преобладающие настроения, которые включаются в общий эмоциональный настрой группы. Господствующий бодрый, мажорный, или упаднический, тревожный, или спокойный тон жизни команды по механизму «заряжения» воздействует на спортсменов, в значительной степени определяя их самочувствие, поведение, результаты деятельности. Во многом эмоциональная жизнь команды зависит от тренера, от его умения вдохновлять, защищать, ободрять, в меру радоваться и огорчаться, поощрять, порицать и т.п.

Психологический климат — важнейший показатель сформированности спортивной команды как коллектива. Однако, оценивая психологический климат команды, следует учитывать не только эмоциональную сторону жизни, но и нравственные нормы, ценности, господствующие ней. Например, радость победы, достигнутой нечестными путями, может свидетельствовать о благоприятном психологическом климате. Поэтому групповые моральные нормы и эмоциональная жизнь — это две неразрывно связанные между собой характеристики психологического климата коллектива. Его точнее даже называть морально-психологическим климатом. Чем он лучше, тем дисциплинированнее, сплочённее, самоотверженнее команда, тем серьёзнее отношение его членов к делу, тем ярче выражены между ними отношения деловой зависимости, дружба и товарищество, активное участие в общественно полезной деятельности, лучше спортивные достижения.

Создание высоконравственного морально-психологического климата в коллективе класса на школьных уроках физической культуры особенно существенно. Ведь именно здесь возникают разнообразные ситуации, позволяющие воспитывать у учащихся способность к сопереживаниям, огорчению за неудачи, состраданию к слабости, умение радоваться победам и т.п. Учитель физической культуры в первую очередь должен быть озабочен формированием моральных норм и созданием позитивной эмоциональной обстановки на уроке.

В конфликте участвуют как минимум двое при возможном присутствии подстрекателей, разнимателей, наблюдателей и прочих.

Суть конфликта может быть в разной оценке ситуации или мотивационный конфликт.

Разная оценка, вызывающая спор и напряженные отношения требует доказательств и времени на их предоставление, спор перерастает в конфликт при необходимости принимать решения на основе этой оценки и подчиняться группе. Если тренер видит, что недостаток культуры спора приводит детей к конфликту, то необходимо вмешаться и попросить детей перейти к доказательной форме ведения переговоров особенно в состоянии усталости на маршруте. Конфликты на основе эмоциональной усталости и физического перенапряжения лечатся увеличением дистанции общения.

Но очень часто существуют мотивы, дающие предпосылки для конфликта: ревность, зависть, радость от унижения другого, травли.

При невозможности развести конфликтующих, надо найти и ликвидировать причину. Пути выхода из конфликта при существовании мотива могут не принести результата и только закамуфлируют и углубят процесс раздражения.

При подчинении слабого сильному в приказном порядке слабый будет поставлен на гране отчаяния и может будет искать способ уничтожить сильного.

При разъединении конфликтующих, но не ликвидации мотива, оно должно быть абсолютным — нет в пределах видимости вообще.

При примирении с сохранением мотива спора — примирение лицемерно поверхностное.

Мотивы конфликта надо искать как внутри самой личности, так и внешние.

Когда ребенок умеющий мыслить самостоятельно сталкивается фактом, что он не вписывается в установленные стандарты, он испытывает душевный дискомфорт. Все другие тоже обладают индивидуальностью, но набор мнений и эталонов не столь существенен для них и они спокойно меняют его под давлением даже не осознавая своей зависимости. А ребенка-диссидента гнетет и утомляет страх перед поражением, он вынужден разбираться гений он или неполноценный, потому что ощущает себя со своим личным мнением одиноким во враждебном мире.

Первый вариант поведения — это ограждение своих мыслей и поступков от управления группы, то есть отторжение. Второй вариант — совершенствование себя до недостижимого эталона. Неудовлетворенное состояние собой у такого ребенка все равно останется, потому что его идеал как линия горизонта всегда недостижим, но реальные результаты побед на соревнованиях могут оказаться выше лидеров группы.

Из-за непорядочного, нечестного, недоброго, несправедливого отношения одного человека к другому в группе людей часто возникают конфликты. Погасить их, снять напряженность и отчужденность, можно лишь поборов межличностное недоверие и вызвав, напротив, доверие людей друг к другу.

Внутри спортивной команды независимо от вида спорта (индивидуальные лыжи это или футбол) снять межличностную предубежденность можно различными способами. В их основе лежит моделирование ситуаций, в которых люди начинают ощущать себя равными по статусу. Достичь этого можно, например, ролевыми играми в виде социально-психологического тренинга. Такие игры и тренинги направлены на стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов между теми людьми, которые в общении друг с другом испытывают недоверие и отчужденность. Это достигается путем развития у каждого члена группы таких качеств, как способность правильно воспринимать и адекватно оценивать людей, умений и навыков межличностного общения.

Также имеет большое значение личный пример. Если в группе имеются люди, чьим мнением индивид дорожит, то, наблюдая за их отношением к тем людям, к которым он сам испытывает неприязнь, он может изменить свое отношение. Такое наблюдение обогатит его индивидуальный опыт общения.

В последнее время в процессе изучения эмоционально-мотивационных вопросов регуляции человеческого поведения в малых группах особое внимание привлекло такое явление, как возникающая у индивидов в группе так называемая «ситуационная тревожность». Явление тревожности может возникать в группе в случае, например, неблагоприятных эмоциональных, подозрительных отношений, недоверия друг к другу и отчужденности. Для преодоления подобной тревожности используются те же методы, что и для предупреждения конфликтов, а именно выработка взаимного доверия и открытости.

При внимательном рассмотрении различных внутригрупповых конфликтных ситуаций мы увидим, что, в зависимости от типа такого конфликта, он может и не иметь положительного выхода. Подобный конфликт называется конфликтом безысходности. При этом возможен вариант полной противоположности — традиционное отношение людей друг к другу. Один из индивидов может относиться к партнеру по группе положительно, но встречать в ответ отрицательное отношение хотя бы из зависти. Пока один из партнеров не изменит своего отношения, конфликт является неразрешимым. Естественно, что острее переживать болезненность ситуации будет тот, чье доброжелательное отношение встречает в ответ отчужденность и недоверие. К сожалению, подобный конфликт, как правило, можно разрешить лишь одним способом — полным разрывом отношений между сторонами.

Еще одним ярким примером конфликта может служить «конфликт неопределенности». В данном случае один из партнеров не проявляет по отношению к другому однозначно выраженных эмоций. В результате положительные либо отрицательные эмоции второй стороны также не могут принять определенность.

В свете вышеизложенных обстоятельств, взаимоотношения вовлеченных в данную психологическую ситуацию людей могут очень длительное время оставаться в подобном неопределенном состоянии. Это связано с тем, что на положительное отношение к себе партнера может рассчитывать даже человек, сам испытывающий отрицательные эмоции, и кажущееся расположение партнера будет удерживать его от разрыва отношений. Естественно, еще сильнее ожидание положительных эмоций от второй стороны будет при положительном отношении самого индивида.

Читайте также:  Острая_боль_в_тазу

Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется «смещенным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.

Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.

Изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг другом в группе — задача тренера команды. Социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. По всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы определяет характер восприятия им группы.

Личность — одна из базовых категорий психологической науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

Проблема, которая рассматривалась в моей работе, считаю, очень актуальная в спортивной сфере людей. Конфликты между людьми происходили, происходят сейчас и будут происходить всегда. В спортивном коллективе это является более острой проблемой, так как это неблагоприятно сказывается на достижении общего результата команды.

Задача тренера состоит в том, чтобы изучить психологию каждого игрока, научиться учитывать возрастные и психологические индивидуальные особенности каждого учащегося, по возможности не допускать конфликтных ситуаций, по мере их поступления решать их с членами данного конфликта.

Рассмотрев эту проблему с точки зрения психологии, попыталась найти причины возникновения конфликтов и показала решение возникающих проблем с педагогической стороны. Задачи, поставленные перед собой в работе, считаю выполненными.

Список использованных источников

1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. — СПб, Питер, 2000. — 304 с.

2. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология Физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 288 с.

3. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.

4. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. — М.: «Центр», 1996. — 336 с.

5. Сальников, В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2003. — №7. — С. 12-13.

6. Мелия, М.И. Тренер-руководитель спортивного коллектива (личность и деятельность): метод. разраб. для слушателей фак. повышения квалификации, ВШТ ГЦОЛИФКа. — М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Возникновение и особенности малых спортивных групп. Формирование межличностных отношений в таком коллективе. Диагностика взаимоотношений в нем. Роль тренера в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды.

реферат [41,0 K], добавлен 04.12.2010

Совершенствование социально-психологического климата коллектива. Развертывание социального и психологического потенциала общества и личности. Структура и основные факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива и методики его диагностики.

курсовая работа [90,0 K], добавлен 16.12.2012

Понятие и сущность социально-психологического климата в организации. Оценка комплексного эмоционально-психологического состояния профессионального коллектива. Факторы, влияющие на социально-психологический климат. Механизмы сплочения коллектива.

реферат [25,7 K], добавлен 20.11.2013

Социально-психологический климат в коллективе и факторы, влияющие на его формирование. Методы исследования психологических особенностей. Уровни конфликтности и стили поведения. Опросник К. Томаса для изучения предрасположенности человека к конфликту.

курсовая работа [78,8 K], добавлен 02.04.2011

Социально-психологический климат и его детерминанты. Процессы управления социальной системой. Комплексная оценка эффективности организации. Групповая совместимость и сработанность сотрудников в коллективе. Социально-экономическая эффективность труда.

реферат [25,6 K], добавлен 11.05.2009

Понятие и виды социально-психологического климата. Факторы, влияющие на его формирование в различных группах. Эмпирическое исследование социально-психологического климата коллектива в контрольно-счетной палате Московской области. Пути его оптимизации.

диссертация [220,8 K], добавлен 03.12.2015

Понятие, структура и показатели социально-психологического климата, определяющие его факторы. Конфликты в коллективе, стадии их протекания, причины появления. Методы управления конфликтами и пути их минимизации. Рекомендации менеджеру по улучшению СПК.

курсовая работа [270,4 K], добавлен 09.01.2011

Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

реферат [111,6 K], добавлен 26.03.2013

Сущность психологического климата в коллективе. Основные характеристики психологического климата в коллективе. Формирование психологической и организационной культуры членов коллектива. Поддержание организационной культуры. Конфликты в организациях.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 05.12.2008

Определение социально-психологического климата группы. Влияние психологических характеристик учителя на психологический климат класса и формирование характера учеников. Подбор методик, позволяющих исследовать психологический климат детского коллектива.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 19.10.2009

Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки

Рубрика: Физическая культура и спорт

Статья просмотрена: 2912 раз

Библиографическое описание:

Амплеева, В. В. Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки / В. В. Амплеева, Н. О. Курникова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 838-841. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6930/ (дата обращения: 01.05.2020).

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений.

Ключевые слова:спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Проблема групп и коллективов, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос, как психологии, так и педагогики. Группа — это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т. п. общности [1]. В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена коллектива и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей. Спортивная команда также представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определёнными взаимоотношениями [1].

Отличие спортивного коллектива от других групп занимающихся в том, что коллективы обладают общими признаками (совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения). Также наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата [4].

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований. Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формирования благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд [4].

Следуя из всего вышесказанного можно сделать вывод,цель любого тренера, работающего с командой — создать спортивный коллектив, который отличается слаженностью и согласованностью действий, когда спортсмены понимают друг друга с полуслова, могут найти совместными усилиями оптимальное решение в самых сложных ситуациях, что является проблемой данного исследования.

Для решения данной проблемы мы разработали программу, использовавшаяся в экспериментальной группе, программа включала в себя:

1. Комплекс игр, используемых в учебно-тренировочном процессе.

2. Методические рекомендации для тренера.

3. Методические рекомендации для спортсменов.

Комплекс игр был разделён на 3 блока:

I. Подготовительный этап (подготовительная игра).

Цель этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.

Читайте также:  Буквы_как_у_окулиста_фото

На данном этапе проводятся игры, которые способствуют внутригрупповой сплоченности, позволяет тренеру не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого ребенка, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также детей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

I. Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы).

Цель этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы. К концу данного этапа, ребята сами уже выбирают игры и упражнения, идет уже практически самостоятельная деятельность.

На данном этапе, который по временному промежутку самый значительный, можно проводить по две, а то и по три игры или упражнения, если это позволительно по времени.

II. Заключительный этап (итоговые упражнения и игры). Этот этап является самым сложным и одновременно важным этапом.

Цель этапа — с помощью наблюдений, выявить, как изменился климат в коллективе группе, как ведут себя лидеры, какие взаимоотношения сложились у ребят.

Здесь на каждом занятии учебно-тренировочного процесса следует проводить по одному упражнению или игре.

Помимо использования комплекса игр и упражнений, описанных выше, тренеру необходимо использовать следующие методические рекомендации:

— создавать для игроков ситуации руководства и лидерства (руководить разминкой и упражнениями, действуя, как тренер);

— давать игрокам возможность в тренировках и на играх принимать собственные решения о выбираемой стратегии и тактике (какую подать подачу, какую сыграть комбинацию, какие использовать расстановки);

— позволять игрокам принимать решения в критические, решающие моменты, когда результат затрагивает интересы тренеров, каждого игрока и команды.

Следующие рекомендации были направлены тренеру для удовлетворения потребности игроков в самоуправлении:

— сделать взаимодействие игроков частью каждой тренировки (упражнения в парах, разминка и конец тренировки с растягиванием с партнером, ситуации, когда каждый игрок становится тренером другого);

— давать команде возможность после каждой тренировки поговорить, обсудить в неофициальной и свободной обстановке все вопросы ее жизни;

— обеспечить возможности для социального общения после игры;

— проводить дружеские вечеринки команды;

— поощрять взаимопомощь игроков, общие решения житейских проблем;

— напоминать игрокам, что каждый из них — ценный член команды;

— игроки, мотивированные на успех, славу и признание;

— внедрять упражнения, близкие к игре с интересными стимулами;

— спрашивать участников об их ощущениях в ходе тренировок.

Спорт дает людям редкую возможность принимать решения относительно того, что они собираются делать в ситуациях с не угрожающими им последствиями. В результате этого существует много способов, которыми тренер может помочь в мотивации самоуправления игроков: дать возможность самим планировать тренировку, виды движений и технических приемов, оценивать свой индивидуальный прогресс, устанавливать и согласовывать цели. Всё это даёт возможность игрокам принимать их собственные решения и создаёт повышенную ответственность и увеличивает мотивацию.

Поэтому нами также были предложены методические рекомендации для спортсменов:

— Выполнять условия и задачи.

— Находить выходы из ситуаций.

— Принимать собственные решения, как в критических ситуациях, так и в условиях соревнований, когда результат затрагивает как игроков, так и самого тренера и команды в целом.

Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что внедрение разработанной программы в группу волейболистов начальной подготовки позволит более эффективно и быстрее сформировать спортивный коллектив, что поможет в дальнейшем управлять группой и повысит продуктивность в тренировочном процессе.

Опытно-экспериментальной базой исследованияявлялась СОШ № 23 г.о. Тольятти.

В эксперименте приняли участие 30 волейболистов, без разрядов. Все спортсмены были разделены на две группы, контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2001 — по 2013 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.

Тест «Атмосфера в группе» [3] позволил нам определить микроклимат в группе, который определяет самочувствие каждой личности, её удовлетворённости группой и комфортности нахождения в ней: 1) показатели дружелюбности увеличились на 0,6 балла; 2) согласованности на 2,2 балла; 3) взаимопонимание на 2,7 балла; 4) сотрудничество на 2,7 балла; 5) взаимоуважение на 3,2 балла; 6) заинтересованность на 2,4 балла; 7) продуктивность на 1,2 балла; 8) самоотдача на 0,4 балла; 9) профессионализм на 0,1 балла; 10) целеустремленность на 3,7 балла.

При этом показатели в КГ были достоверно ниже и находились в пределах 3–5 баллов (рис.1).

Прирост результатов произошел и по измерению социально-трудовой активности (тест Ю. П. Платонова) [2], который использовался с целью выявления оценок группы, которые способствуют формированию благоприятных условий в спортивном коллективе, как для всего коллектива, так и для личности в целом:

— по шкале коллективности прирост в экспериментальной группе равен 30,5 %, в КГ — 3,8 %. Данная шкала позволяет нам определить способность группы к совместному достижению результата деятельности, к созданию отношений взаимопомощи и поддержки;

— по шкале интегративности прирост в ЭГ — 24,6 %, в КГ уменьшился на 0,6 %, шкала интегративности раскрывает способы, применяемые в группе для создания общности, единства целей и интересов, внутригрупповых норм и традиций;

— по шкале организованности прирост показателей в ЭГ равен 33,1 %, а в КГ — 3,6 %, что свидетельствует об уровне самоорганизации группы, степени исполнительности, дисциплины, и требовательности как к себе, так и к другим.

Рис.1. Динамика показателей по тесту «Атмосфера в группе»

При этом необходимо отметить, что повышение социометрического статуса спортсменов имеет наибольшую ценность, так как, увеличение показателя социометрического статуса спортсмена характеризует более высокую эффективность учебно-тренировочного процесса и в определенной степени может рассматриваться как параметр его высокой и эффективной работоспособности.

По результатам референтометрии нами была составлена социограмма, которая показала, что неформальная структура взаимоотношений в ЭГ имеет тенденцию к улучшению по мере проведения эксперимента. В то время как неблагоприятные внутригрупповые отношения можно наблюдать в коллективе волейболистов КГ (рис.2).

Исходя из чего можно заключить, что в динамике социально-психологических позиций волейболистов в экспериментальной команде ЭГ произошло достоверное (Р спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Похожие статьи

Содержание экспериментальной программы по формированию.

Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебнотренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.

Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой.

Специфика командных игр определяет ряд требований к игрокам, их установке, личностным качествам, мотивации, характеру взаимодействия.

Такая организация спортивно-игровой деятельности способствует социальному воспитанию личности в спортивном коллективе.

Коллективная познавательная деятельность и воспитание.

Работая в группах, ученики не только обсуждают (на уроках теории) или совместно выполняют задания, но и какую — то часть работы делают самостоятельно.

Особенно эффективно вопрос коллективной познавательной деятельности решается через подвижные игры,которые.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков.

Современная организация спортивной деятельности, на основе новых форм учебно-воспитательного процесса, сформирует

Основные термины (генерируются автоматически): психическая устойчивость игроков, учебнотренировочный процесс, тренер.

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий.

Во второй группе — игровые тренировочные задания были заимствованы из работ В. Г. Алабина [1]. Однако мы проверили экспериментально отобранные 6 игр (по ЧСС и количеству движений с помощью шагомера).

Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших.

Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Разработанная совместно с игроком и тренером специальная настройка применялась в

Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической

Нестеровский Д. И. рассматривает одну из тренировочных программ для баскетболистов.

Организационно-методические особенности подготовки.

Комплектование и организация тренировочного процесса. В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебнотренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования.

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале.

Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Ссылка на основную публикацию
Фитнес_пояс_для_поясницы
Ремни и пояса для тренировок Спортивный пояс для спины – это важный аксессуар, необходимый для занятий тяжелой атлетикой или пауэрлифтингом....
Фильм_сахар_краткое_содержание
Фильм сахар краткое содержание Описание Факты Рецензии История о том, как общество потребления и мода на «здоровое питание» на самом...
Фильмы_драмы_про_спорт
Каталог фильмов Тито, 12-летний мальчик с талантом к футболу, случайно знакомится со своим кумиром, Алексисом Санчесом. Их дружба помогает Тито...
Фитнес_приколы_картинки_девушки
Приколы про фитнес и спортзал (24 фото) Фитнесс-клубы и спортивные залы сейчас набирают популярность в России, их ставновится все больше...
Adblock detector