Тактическая подготовка хоккеистов
Тактика – это один из основных и важнейших компонентов хоккейной игры. Основывается тактика на технической, физической и психологической подготовленности игроков. Для организации игры существует большое количество тактических построений. Команда профессионалов высокого класса отличается от других большим разнообразием построений, наличием тактических особенностей, способностью менять тактический рисунок игры в ходе матча. Поэтому большое внимание в ходе многолетнего обучения хоккеистов уделяется тактическим построениям и перестроениям.
Хоккейная тактика подразделяется на: индивидуальные действия; групповые и командные действия в атаке и обороне. Эти две составляющие хоккейной тактики имеют большое и равное значение.
Индивидуальные тактические действия хоккеиста представляют собой действия хоккеиста во время игры. Если хоккеист рационально использует знания, полученные им во время тренировок, в игре, то можно говорить, что его индивидуальная тактика находится на высоком уровне. В область индивидуальных тактических приемов входят обязательные для всех рекомендации, следовать которым должны все без исключения хоккеисты.
Для хоккеиста важно знать главные тактические приемы своих соперников, выбор позиции, действия в атаке и обороне и т. д.
Хоккеист должен знать насколько быстро катается его соперник на коньках? Как играет слева или справа? Применяет ли обводку и финты? Любит ли силовую борьбу? владеет клюшкой при отборе шайбы? Как передает шайбу и как принимает ее? С каких позиций бросает по воротам? Как играет в нападении и защите? Каким способом бросает шайбу?
Зная ответы на все поставленные вопросы, хоккеист будет обдумывать свою индивидуальную тактику игры в общем тактическом замысле игры команды против определенного соперника.
Тактика атаки
Тактика атаки – это организация индивидуальных, групповых и командных действий для того, чтобы забросить шайбу в ворота соперника. Основная цель атаки – взятие ворот противника. Обычно атака рождается у ворот. Срыв наступления соперников, означает начало атаки. Завершается атака в зоне нападения, развивается – в средней зоне.
Атака начинается сразу после овладения хоккеистами шайбы, осуществляются передачи впереди катящемуся партнеру или партнеру, находящемуся в более выгодной позиции. Нападающая команда старается создать численное преимущество на определенном участке поля, создать помехи вратарю во время броска, стараться при срыве атаки опять овладеть шайбой и продолжить атаку, но уже позиционную. Атака должна идти широким фронтом, то есть необходимо как можно шире развернуть защиту. Атакующие должны обеспечивать глубину позиционной атаки за счет расположения хоккеистов на большей площади зоны нападения, осуществляя постоянные перемещения, открывания и увод опекунов; в позиционной атаке по возможности принимают участие 5 хоккеистов. При атакующих действиях хоккеисты должны как можно шире использовать импровизации.
От того, как завершиться атака, зависит ее успех.
Иногда нападающий не может пробиться вперед, так как на его пути стоят два соперника. Делать передачу некому, так как все его партнеры отстали или находятся под плотной опекой соперника. В этом случае помощи ждать не откуда, можно немного выиграть время, пока ему придут на помощь, не следует в этом случае близко приближаться к борту или поворачиваться к сопернику спиной, лучше развернуться боком, чтобы можно было самому контролировать развитие хоккейной ситуации. Заметив партнера, нужно быстро и точно передать ему шайбу, а самому устремиться к воротам.
В атаке, надо уходить от опеки, не нужно откатываться на фланг или угол, здесь у хоккеиста остается мало возможностей для маневра. Хоккеист должен стремиться выйти на голевую позицию, т. е. на ту точку площадки, откуда можно поразить ворота противника или неожиданно оказаться возле ворот, чтобы получить передачу. Задача эта не простая, но в этом-то и заключается мастерство хоккеиста. Побеждает тот, кто хитрее, терпеливее, изобретательнее.
Постарайтесь оторваться от своего опекуна, и, увидев, что ваш партнер делает передачу, внезапно выскочить вперед и с ходу пробить по воротам. Можно уйти за ворота, куда вряд ли последует соперник. Как только соперник потеряет вас из вида, сразу же занимайте голевую позицию. Хоккеист должен стараться передавать шайбу тому игроку, который находится в более выгодной позиции.
Ожидая передачу, надо находится к своему партнеру вполоборота, чтобы видеть и партнера и ближайшего соперника. В таком положении легче будет оценить ситуацию на поле и легче остановить шайбу и затем послать ее в ворота. Однако не стоит умолять мастерство соперника, он будет препятствовать занять вам голевую позицию, задерживать вашу клюшку, толкать, порой явно нарушая правила, поэтому надо быть терпеливым.
Успешное проведение атаки зависит от точности и остроты передач. Чем быстрее движется шайба, чем больше неожиданных ситуаций создает команда для соперника, чем больше шансов на успех. Чтобы сделать передачу, надо иметь свободного игрока. Поэтому, как только хоккеист сделал передачу, ему надо стремиться занять такую позицию, чтобы в любой момент он мог получить шайбу.
В атаке нужны точные и быстрые передачи, нельзя передерживать шайбу. Передача может оказаться нерезультативной. Если она задерживает развитие атаки. Самое важное, неожиданно для соперника выскочить к шайбе, отлетевшей от вратаря (от защитника, от лицевого борта). Главное точно рассчитать момент, когда шайба будет возле ворот и место, куда она отскочит. Поэтому хоккеист должен правильно просчитывать действия своих соперников и партнеров.
Тактика обороны
Оборона начинается там, когда потеряна шайба, и представляет собой организацию индивидуальных, групповых и командных действий для отбора шайбы у соперника. Основная цель обороны – торможение и срыв атаки противника и отбор шайбы в итоге. Основные принципы обороны: отбор шайбы начинается сразу же после ее потери; в обороне принимает участие вся команда (все шесть хоккеистов), оборона должна быть активной и проводится на дальних подступах к своим воротам, обороняющиеся должны обеспечивать взаимостраховку и глубину обороны.
По способу организации и построению хоккеистов различают действия команды в обороне. Тактические действия как в атаке, так и в обороне имеют свою специфику в зависимости от места применения действий: в зоне нападения, в средней зоне, в зоне защиты.
При выборе тактики игры для каждого конкретного матча надо учитывать уровень подготовки хоккеистов своей команды; уровень подготовленности команды противника; тактику ведения наступательных и оборонительных действий противника. Тактические действия хоккеистов должны меняться в ходе игры в зависимости от действия соперников.
Спортивные роли хоккеистов
Роль центрального нападающего
В современном хоккее ему принадлежит главная роль. На площадке он остается основным игроком. Как правило, на место центрального нападающего назначают самого способного и талантливого игрока, знающего все тонкости хоккея и разбирающегося во всех сложных игровых моментах.
Чаще всего он начинает атаку и успех ее зависит от тактического мышления и индивидуального технического мастерства хоккеиста. Очень часто центральный нападающий попадает в трудные ситуации, так как играет на самом трудном участке поля.
Нападающий является главным как в нападении, так и в защите, поэтому все лучшие качества нападающего игрока и игрока защиты должны быть у него. Кроме того, он должен быть расположен к коллективной игре и уметь играть в коллективе. Нападающий должен обладать организаторскими способностями, знать особенности игры партнеров и в случае необходимости помогать им. Если шайбой овладевает соперник, центральный нападающий должен своевременно переключаться на активные оборонительные действия, помогая защищаться своим партнерам. Он сам непосредственно вступает в борьбу за шайбу и страхует своих игроков. Слабая игра нападающего сказывается на игре всей команды.
Центральный нападающий должен быть хорошо подготовлен физически, должен уметь выполнять разнообразные передачи и из любого положения выкладывать шайбу партнеру. Должен уметь правильно вести силовые единоборства, точно и сильно бросать по воротам, грамотно вести позиционную игру, успешно играть при вбрасывании шайбы, страховать своих партнеров, опекать соперников на пятачке, принимать, в случае необходимости, шайбу на себя – только в этом случае игра команды будет достойной.
После того, как шайба оказалась у центрального направляющего, он передает ее по ходу движения крайнему нападающему, сам продолжает двигаться дальше, чтобы выбрать удобное место и вновь получить шайбу. В нападении функции центрального нападающего во многом совпадают с обязанностями крайних нападающих. Но, кроме того, он несет ответственность и за свои действия, и за игру всей команды.
Роль крайнего нападающего
Крайний нападающий – это игрок с быстрой техникой игры. На эту роль назначается обычно игрок владеющий быстротой и маневренностью катания на коньках, умелыми обводками и умением вести силовую борьбу у борта хоккейных площадок.
Если броски сильные, но не точные, они не так опасны. Надо уметь бросать шайбу с любого положения и в любой ситуации, с любой руки. Вместе с тем крайний нападающий должен уметь опекать игрока соперника в своей зоне, а также по всей площадке, при необходимости уметь ложиться под шайбу в зоне обороны.
Обычно для такой роли годятся игроки с бойцовским характером и повышенной агрессивностью. Такому игроку, чаще чем другим приходится пробиваться к воротам соперника в одиночку, ему постоянно приходится принимать вызов соперника к силовой борьбе, поэтому неотъемлемыми качествами крайнего нападающего являются ловкость и физическая выносливость, стартовая скорость, внезапность, быстрота реакции, а также стремление во что бы то ни было поразить ворота. Крайний нападающий должен уметь применять обманную тактику, так как не всегда разумно идти в лобовую атаку.
Крайний нападающий должен хорошо знать в каких ситуациях нужно использовать тот или иной прием, он должен играть в хорошей согласованности с остальными игроками команды, особенно с центральным нападающим, в случае опасности и при отходе команды к обороне или игре в меньшинстве, помогать своим партнерам опекать устремившихся в атаку игроков соперника.
Самоподготовка нападающего
1. Прыжки на одной ноге с постоянным ведением хоккейного или теннисного мяча (7–8 минут).
2. Бег по «восьмерке»; жонглирование клюшкой, пропускание ее вокруг туловища, между ног (8 минут).
3. Имитация выполнения какого-нибудь приема ведения шайбы, обводки, бросков, передач (10 минут).
4. Пробежка с ведением хоккейного или теннисного мяча клюшкой, периодически жонглируя клюшкой (5 минут).
При выполнении упражнений надо следить за тем, чтобы голова была постоянно поднята и у хоккеиста был широкий круг обзора.
Роль защитника
Основную часть игры защитник проводит в своей зоне и его основная роль защищать свои ворота от атак соперника. Защитник должен уметь быстро создавать контратаки и разрушать своими действиями атаки соперника. Его основными приемами должны быть: отбор шайбы клюшкой с силовым единоборством, точная передача шайбы партнеру из любых положений, особенно вдоль и по диагонали поля на катящегося партнера. Защитник должен уметь правильно рассчитать действия соперника и смело принимать шайбу на себя в случае необходимости. Игроку должны быть присущи такие черты, как: смелость, решительность, рассудительность, самопожертвование, быстрое и четкое мышление и анализ сложившейся ситуации.
При тренировке защитников главное внимание уделяется обучению маневренного катания на коньках лицом и спиной вперед, владению точным и сильным броском с дальних позиций, быстрой смене направления движения, проведению силовых единоборств, умение предугадать направление атаки противника, готовности в любой момент подстраховать партнера, умению оценить сложившуюся игровую ситуацию.
Соперники, находящиеся вблизи ворот, особенно опасны и поэтому, защитники должны внимательно опекать игрока чужой команды. Клюшка защитника должна находится под клюшкой соперника, чтобы в любой момент можно было ему помешать забросить шайбу в ворота. Если помешать не удалось, защитник должен быть готов закрыть часть ворот своим телом, не создавая при этом помех вратарю, как правило защитники работают в тесной связи с вратарем и согласовывают с ним свои действия.
Если вратарь в силу обстоятельств покинул ворота, его места должен занять защитник.
Действия защитника должны быть таковы, чтобы нападающий соперника не мог его обыграть. Если нападающий соперника находится в углу площадки, то нужно резко и быстро подкатить к нему и затормозить находясь на расстоянии длины клюшки, чтобы лишить соперника широкого обзора площадки и возможности выполнения скоростного маневра, а также возможности атаковать ворота.
При первой же возможности защитники должны стараться атаковать ворота соперника, особенно если команда имеет численное преимущество и выбирать такую позицию, чтобы можно было сильно и точно бросить шайбу по воротам или сделать передачу партнеру. Роль защитника в нападении – сильные и завершающие удары по шайбе и точные броски по воротам.
Самоподготовка защитника
1. Ходьба в глубоком приседе с чередованием различных прыжков на одной ноге, с ускорением в ходе маневра, вращения (10 минут).
2. Маневренный бег с вращением (350–450 метров).
3. Маневренный бег лицом, спиной вперед, спиной вперед с выполнением гимнастических упражнений: круги, махи руками, повороты, наклоны туловища. Маневренный бег боком (7–8 минут).
4. Бег спиной вперед с утяжелением (2–3 кг) с выполнением различных движений: махи руками, быстрый посыл камня из одной руки в другую; вращение камня вокруг туловища (5–6 минут).
5. Ведение баскетбольного или футбольного мяча с выполнением ускорений, с постоянным вращением (15 минут).
Тактика индивидуальных действий хоккеистов в атаке
Прием и ведение шайбы
Хоккеист, принимающий шайбу в атаке, должен постараться занять свободное место и освободиться от опеки, для завершения атаки; должен видеть партнера с шайбой и занимать такую позицию, чтобы партнеру было удобно сделать передачу; стараться рассчитать момент и направление передачи.
Если шайба послана вперед на ход, надо увеличить скорость и догнать шайбу. Если шайба подана слишком далеко вперед, иногда целесообразно сделать выпад (иногда падение) и взять шайбу. Если шайба послана немного назад, то лучше взять ее коньком и постараться подыграть на крюк клюшки.
Бывают ситуации, когда игроков плотно опекают соперники, а он один оказывается в выгодной позиции для атаки ворот. В таком случае необходимо вести шайбу и обводить противника самостоятельно. Поэтому надо уметь двигаться с шайбой на большой скорости, выполнять крутые повороты, торможения и обводки. Чтобы последующие атаки хоккеиста были эффективными необходимо правильно делать правильный способ ведения шайбы в зависимости от сложившейся ситуации, выполняя следующие правила: чтобы шайбу лучше чувствовать, ее надо вести центром крюка; при ведении шайбы, не нужно на нее смотреть; перед тем как сделать обманное движение, не нужно останавливаться, ноги должны быть в движении, что позволит легко изменить движение в любом направлении, уйти и вправо и влево.
Приемы ведения шайбы: плавное, широкое; резкое легкими ударами крюка справа и слева. Широкое и плавное ведение шайбы применяется только в том случае, если много свободного пространства. Движение хоккеиста должно быть непринужденное, туловище слегка наклонено вперед, одна рука хоккеиста крепко держит клюшку за ручку, другая – слегка.
Хоккеист касается шайбы то левой, то правой стороной крюка, придавая скольжению нужное направление. Во время ведения шайба должны быть прикрыта крюком и находится на середине крюка или ближе к его пятке. При таком положении выгодно делать бросок и шайба надежно защищена от соперника. При ведении шайбы нужно смотреть не на шайбу, а вперед, чтобы оценить игровую обстановку.
При большой скученности игроков применяют короткое и резкое ведение шайбы, Клюшку в этом случае крепко держат обеими руками и подталкивают вправо-влево боковой плоскостью крюка, направляя ее в сторону и вперед. Крюк шайбы в момент толчка должен прилегать нижним ребром ко льду. Когда нужно набрать большую скорость и оторваться на старте от соперника лучше всего вести шайбу толчками. Во время бега по виражам предпочтительно вести шайбу без отрыва клюшки от шайбы. При большой скученности игроков можно вести шайбу коньками, шайбу при этом подбивают к другому коньку или клюшке. Тяжесть тела переносится на скользящую ногу, другая слегка приподнимается и носок немного поворачивается наружу. Коротким движением внутренней стороны конька шайбу слегка подталкивают к крюку клюшки. После удара ногу опускают на лед. Чтобы направить шайбу от одного конька к другому, толчок шайбы выполняется плавно. После этого, нога, пославшая шайбу вперед, ставится на лед впереди скользящей ноги, чтобы продолжить движение. Оттолкнувшись скользящей ногой, ее поворачивают носком наружу для нанесения последующего удара по шайбе. Если клюшка хоккеиста прижата соперником или он остался вообще без клюшки, ведение шайбы коньком единственный способ контроля шайбы.
При необходимости можно удалить шайбу как можно дальше от соперника, а при движении по виражу удерживать клюшку одной рукой, прикрывая шайбу телом от соперника.
Обыгрывание соперника
Чтобы обыграть соперника существует много способов, главное, научиться обманным движениям. Как писали ранее, смысл обманного движения в том, чтобы соперник поверил в этот маневр, чтобы вызвать его в атаку в ложном направлении, а самому обвести его. Обманные движения можно делать головой, туловищем, клюшкой, мимикой и даже глазами. Обманные движения можно выполнять всеми частями тела. Суть их в том, чтобы ввести соперника в заблуждение и чтобы он не мог понять истинные намерения хоккеиста с шайбой. В этом случае важно уметь определить индивидуальные особенности соперника, его слабые и сильные стороны и правильно уловить момент обыгрывания. Каждый хоккеист должен уметь и применять правила обводки. Успех ее зависит от неожиданности, своевременности и убедительности. Обводку нужно выполнять не раньше, не позже, а именно в срок. После обманного движения важно развить большую скорость.
Существует много способов ложных движений. Против активно сопротивляющегося и обороняющегося соперника применяются обводку с множеством перемещений. Против защитника, медленно перемещающегося на поле, применяют обводку с изменением темпа движения и изменением направления движения. Против игрока, предпочитающего скоростную игру применяют финт «игра на паузе». Если обороняющийся откатывается спиной вперед и не предпринимает попыток отобрать шайбу, то атакующему также можно не стараться обыграть соперника, так как главное – выйти на ударную позицию и сделать бросок, а если бросок выполняется из-под защитника, это еще лучше.
Если обороняющийся первым делает ход для отбора шайбы, можно уйти в противоположную сторону за счет изменения движения. При вступлении атакующего в силовое единоборство с защитником, игроку с шайбой следует первому нанести удар сопернику.
Соперника, находящегося в непосредственной близости, можно обвести, сделав кивок в сторону и направив в сторону корпус, при этом надежно контролируя шайбу клюшкой, и в момент приближения соперника резко изменить направление движения.
Если нападающего встречают двое обороняющихся, то ему следует сделать маневр в сторону более сильного защитника, а самому проскочить между ними или обойти одного из них со стороны борта.
Существуют обводки: с шагом в сторону; с наклоном туловища; с поворотом плеч и др.
Обводка с шагом в сторону заключается в том, что игрок делает движение туловищем в одном направлении, а сам уходит в другую сторону. Как вариант: делается обманное движение влево, возврат назад и вновь движение влево. Такую обводку надо начинать заранее, чтобы соперник успел среагировать на обратное движение, подумав, что оно является окончательным направлением. Нужно приблизиться к сопернику, и в последний момент сделать обводку в сторону.
Когда для маневрирования у игрока слишком мало места применяют обводку с наклоном туловища. Игрок, не докатившись до соперника полтора метра делает наклон туловища в одну сторону и стремительно уходит в другую сторону. Порой даже незначительное движение в сторону заставляет соперника отвлечься и принять неправильное решение, позволив игроку занять выгодную позицию.
Обводка с поворотом плеч заключается в том, что игрок, вместо того, чтобы наклониться в ту или иную сторону, поворачивает плечи, будто собирается двигаться в этом направлении, затем быстрым движением поворачивает плечи в другую сторону и стремительно уходит.
9.6. Тактическая подготовка хоккеистов
Тактическая подготовка — одна из наиболее важных сторон процесса формирования хоккеистов высокой квалификации. Ее главное предназначение — научить хоккеистов эффективно реализовать комплекс своих возможностей (физических, технических, психических) в соревновательной деятельности.
Основными задачами тактической подготовки являются:
Обучить занимающихся целесообразному выполнению технических приемов в соответствии с возникающей игровой ситуацией.
Развить у игроков тактическое (оперативное) мышление, ориентировку, сообразительность, творческую инициативу, способность предвидеть вероятное изменение игровых ситуаций.
Научить взаимодействию с партнерами в рамках определенных тактических построений (систем) в обороне и атаке.
Сформировать у игроков умение быстро и рационально переключаться с одних тактических построений на другие в зависимости от изменения игровой обстановки и игры противоборствующей команды.
Процесс обучения тактическим действиям, так же как и техническим приемам, осуществляется на основе общих закономерностей, рассмотренных в главе.
9.6.1. Обучение тактике игры в нападении
На раннем этапе обучения тактике нападения в игровых упражнениях, подвижных и спортивных играх вне льда и на льду хоккейного поля начинается освоение индивидуальных тактических действий с одновременным развитием оперативного мышления, ориентировки, сообразительности, инициативы. С помощью различных игровых упражнений, подвижных и спортивных игр во внеледовых условиях занимающиеся начинают осваивать следующие тактические действия: выбор позиции, открывание, уход из-под опеки противника, оказание помощи партнеру. Осваивать эти действия на льду можно в упражнениях на удерживание шайбы, в одной зоне при равенстве и численном преимуществе игроков, владеющих шайбой (3:3; 4:3; 4:4; 5:4; 5:5). В ходе упражнения следует указывать на то, чтобы при выборе позиции хоккеисты стремились обеспечить себе хорошую видимость окружающей
обстановки и облегчить взаимодействие партнеру, владеющему шайбой.
На льду хоккейного поля параллельно с освоением технических приемов нужно обучать их целесообразному использованию в зависимости от игровой ситуации. Так, например, при обучении тактике маневрирования на коньках следует сделать акцент на выбор рационального способа передвижения в зависимости от игровой ситуации: при уходе из-под опеки игрока противника лучше использовать бег короткими шагами, при передвижении по «свободному пространству» — бег скользящими шагами, при движении на ограниченном пространстве, насыщенном игроками противника, можно использовать бег скрестными шагами, торможения, старты, повороты и т.д.
Обучение индивидуальным тактическим действиям с шайбой следует начинать с ведения. Освоение начинается с создания представления о том, в каких игровых ситуациях целесообразно использовать соответствующие им способы ведения. Для этого помимо объяснений и показа важна методическая последовательность в проведении соответствующих упражнений. Начинать надо с упражнений в обводке стоек, расположенных по прямой и ломаной линиям, затем партнеров, обозначающих выполнение оборонительных действий, после чего следует использовать различные игровые упражнения в усложненных условиях и непосредственно в игре. В ходе выполнения этих упражнений важно научить занимающихся своевременно и рационально переключаться на другие способы ведения в соответствии с игровой обстановкой. Сначала они делают это по сигналу тренера, затем самостоятельно. Такой же методический подход используется и при обучении другим индивидуальным тактическим действиям. При изучении обводки следует в первую очередь указать занимающимся на целесообразность ее использования. Она применяется лишь в том случае, если надо обострить игру, создать численное превосходство на каком-либо участке поля, а передачей это сделать невозможно. Для рационального применения обводки игрок, владеющий шайбой, должен оценить игровую ситуацию, расположение игроков противника и соответственно им использовать тот или иной способ обводки. Изучение и совершенствование применения обводки с тактической направленностью осуществляются в игровых упражнениях, моделирующих различные игровые ситуации, и в условиях реальной соревновательной деятельности.
При обучении целесообразному использованию различных видов бросков в тактических целях следует начинать с упражнений в бросках в ворота с места, с передачи и после ведения. При выполнении этих простых упражнений у занимающихся развивается способность быстро оценивать расположение и действия вратаря, оперативно принимать решения, направлять шайбу в наиболее уязвимые точки ворот, сообразуясь с обстановкой.
С помощью более сложных игровых упражнений у хоккеистов развиваются умения рационального выбора позиции перед воротами, мгновенного определения способа, силы и момента выполнения броска, в том числе в условиях активного противодействия игроков противника.
По мере освоения индивидуальных тактических действий следует параллельно обучать групповым действиям. Начинают освоение с простых тактических взаимодействий — с передач шайбы партнеру с места, затем — после ведения вперед и в сторону (влево и вправо). В этих упражнениях ориентиром служит крюк клюшки партнера, расположение которого он постоянно меняет. Это развивает взаимодействие партнеров и дифференцирование передач в пространстве и во времени. Затем следует давать упражнения в передачах шайбы партнерами друг другу в процессе ведения, с продвижением вперед, сначала без смены, а затем со сменой места. В этих упражнениях обращается внимание на своевременность и точность передач и их соизмерение со скоростью передвижения хоккеистов. Далее осваиваются передачи в тройках на месте и в движении. Затем подключаются упражнения с сопротивлением 2:1; 3:1 и 3:2. Обучение взаимодействиям в этих упражнениях начинается с теоретического занятия, в котором с помощью макета и просмотра видеозаписи разбираются различные варианты этих взаимодействий. После этого проводятся упражнения 2:1; 3:1 и 3:2 в упрощенных условиях, со стойками и малоактивным противником на небольшой скорости. Затем упражнения усложняются, увеличиваются сопротивление противника и скорость движения хоккеистов, ограничивается пространство, используются переключения с одного варианта взаимодействия на другой в соответствии с обстановкой и оборонительными действиями противника.
В ходе освоения указанных взаимодействий параллельно разучиваются различные тактические комбинации («стенка», «скрещивание», «оставление шайбы», «пропуск шайбы», «заслон») в такой же методической последовательности. Сначала создается представление о сущности комбинации и месте ее применения путем объяснения и показа на макете и в натуре, после чего она выполняется в упрощенных условиях без сопротивления и с незначительным сопротивлением, затем в усложненных условиях, приближенных к игровым, и, наконец, в условиях соревновательной деятельности. При выполнении этих упражнений следует обращать внимание на взаимопонимание партнеров, четкость, своевременность и синхронность их действий. Если упражнение не получается, следует выяснить причину, определить то звено, из-за которого происходит срыв. Затем, расчленив комбинацию на отдельные связки, выделить и подработать слабое звено, после чего следует снова перейти к выполнению упражнения в целом.
Обучение командным тактическим действиям. По мере освоения индивидуальных и групповых тактических действий в рамках
определенных взаимодействий и тактических комбинаций, развития оперативного мышления, ориентировки и сообразительности параллельно с их совершенствованием следует начинать изучение командных тактических действий. Обучение надо начинать с теоретического занятия, на котором следует обстоятельно осветить и наглядно продемонстрировать (с помощью технических редств) расположение игроков на поле, основные функциональ-ые обязанности, простейшие перемещения и действия по зонам соответствии с занимаемым амплуа (центральный нападающий, райний нападающий, защитник, вратарь) и правилами игры. Пос-е теоретического представления следует практическое выполне-ие расстановки и индивидуального перемещения на открытой оккейной площадке вне льда. Затем то же, но с подключением ередач мяча руками.
При освоении функциональных обязанностей в соответствии занимаемым амплуа следует начинать обучать атакующим ко-андным действиям в рамках определенной тактической систе-ы. Сначала разучивается какой-либо простейший вариант нача-а атаки, например выход из зоны через центрального нападающего (рис. 178) в следующей последовательности:
Объяснение, показ и постановка конкретного задания каждо-у игроку.
Опробование упражнения в движении без шайбы (мяча).
Выполнение упражнения с передачей мяча на месте.
Выполнение упражнения с передачей шайбы (мяча) в дви-ении без сопротивления и с незначительным сопротивлением ротивника.
5. Выполнение упражнения в сложных условиях игровой дея тельности.
Главным в успешном выполнении этого варианта является четкость взаимодействий защитника (4) с нападающим (7) и их взаимодействия с центральным нападающим (9).
Следует выделить эти взаимодействия и предварительно дать ряд подводящих упражнений на их освоение, затем перейти к выполнению варианта выхода из зоны в целом.
В ходе выполнения следует обращать особое внимание на:
правильное расположение защитника (4) при приеме передачи. Он должен располагаться лицом в поле и быть готовым начать атаку;
синхронный, своевременный выход навстречу для получения передачи крайнего нападающего (7);
своевременное открывание для получения передачи нападающих (9 и 8).
После освоения этого варианта в упрощенных условиях (без сопротивления и с малым сопротивлением на невысокой скорости) следует переходить к выполнению упражнения в усложненных условиях, увеличивая противодействие до 3-4 игроков про-
тивника и их активность в отборе. Для закрепления и дальнейшего совершенствования следует практиковать выход из зоны в сложных условиях, адекватных соревновательной деятельности, против 5 игроков противника, использующего различные варианты оборонительных систем. Такого же методического подхода в последовательном использовании средств и методов следует придерживаться и в разучивании других вариантов: начало атаки и выход из своей зоны, развития атаки и ее завершение.
При разучивании одного из вариантов развития атаки главным является быстрое прохождение средней зоны (скоротечность атаки) и обеспечение входа в зону противника возможно большими силами. Для его освоения следует придерживаться принципа: «игра на впереди катящегося», и начать с подводящего упражнения (рис. 179) по отработке взаимодействия игроков (5, 7 и 4). Владеющий шайбой защитник (5), войдя в среднюю зону, делает длинную диагональную передачу движущемуся на фланге крайне-
му нападающему (7). Тот, делая маневр в центр, пропускает шайбу идущему на скорости по борту защитнику (4).
При выполнении этого упражнения, сначала без противодействия противника, следует акцентировать внимание на синхронности действий игроков (5, 7, 4), на своевременность и точности диагональной передачи, выполняемой защитником (5). После освоения упражнения в упрощенных условиях следует подключать противодействие — одного игрока противника и более высокие скорости движения хоккеистов. Для дальнейшего освоения этого варианта развития атаки подключаются остальные нападающие (8 и 9) и увеличивается противодействие противника (до 3 игроков). В этом случае упражнение значительно усложняется, у защитника (5) появляются другие варианты передач. Если защитники противника надежно опекают игроков (7 и 4), он может сделать передачу игрокам (8 или 9). Закрепление и дальнейшее совершенствование проводятся в более сложных условиях игровой деятельности, при активном противодействии игроков противника, при слитном выполнении фазы начала атаки и фазы развития.
В большинстве случаев наступательные действия завершаются атаками с хода, предусматривающими взятие ворот противника кратчайшим путем. Начинать обучение атаки с хода следует с одного из вариантов с численным превосходством атакующих, базируясь на ранее освоенных групповых взаимодействиях 2:1; 3:1; 3:2-В этих случаях игроки атакуют с хода, двигаясь на высокой скоро-Всти по «своим местам» (рис. 180).
На начальной стадии обучения проводятся упражнения без со-; Противления противника, в движении на средней скорости. Затем I подключается противодействие противника и увеличивается ско-. рость движения атакующих. После освоения вариантов с числен-
ным преимуществом атакующих следует переходить к более сложным, предусматривающим численное равенство или меньшинство атакующих. При обучении этим вариантам атаки с хода следует в упражнениях с малым противодействием противника отработать взаимодействия атакующих со сменой местами и обводкой. Это необходимо для выхода из-под опеки и создания преимущества (2:1 или 3:2) на воротах противника.
Закрепление и дальнейшее совершенствование проводятся в сложных условиях соревновательной деятельности, в том числе в целостном выполнении атаки или контратаки, в органическом единстве
В случаях, когда при входе в зону нападения атака с хода не получилась или у противника удачно отобрали шайбу в его зоне защиты, начинается позиционная атака. В связи с концентрацией всех игроков противоборствующих команд в одной зоне, ограниченной лицевым и боковыми бортами, позиционная атака сложна в исполнении и требует высокого индивидуального мастерства и выучки атакующих.
Обучение позиционной атаке следует начинать с выбора наиболее рационального варианта, исходя из возможностей исполнителей, с учетом амплуа ключевого игрока. Для создания четкого представления о варианте позиционной атаки проводится теоретическое занятие с объяснением и демонстрацией основных функциональных обязанностей каждого игрока и их возможных взаимодействий. После этого следует практическое опробование расположения и взаимодействия всех игроков в рамках данного варианта атаки без игроков противника. Освоив общую структуру атаки, основные перемещения и взаимодействия игроков, следует ввести противодействие противника и акцентировать внимание на ключевых позициях и главных моментах атаки. Например,
на рисунке 181 показан вариант, где ключевым моментом атаки являются индивидуальные действия крайнего нападающего (8). Обыграв в углу защитника, он выкатывается на ударную позицию, отвлекая на себя внимание других игроков противника, тем самым дает возможности освободиться из-под опеки своим партнерам. В этом случае появляется несколько реальных вариантов завершения атаки. Он может сам атаковать или сделать передачу игрокам (9, 7, 4). Добившись четкого выполнения позиционной атаки при значительном численном преимуществе (при соотношении игроков 5:2 и 5:3), следует увеличивать количество противоборствующих игроков до 5 и повышать их активность в отборе.
В процессе совершенствования позиционной атаки следует развивать творческую инициативу хоккеистов, всячески стимулировать принятие хоккеистом удачных самостоятельных решений и выполнение ими «фамильных» технико-тактических действий.
Рассмотренный в качестве примера методический подход к обучению тактике позиционного нападения можно успешно применять и при обучении другим вариантам, в том числе при игре в численном большинстве. ‘
Тактическая подготовка хоккеистов
Илья Мельников Тактическая подготовка хоккеистов
Тактика – это один из основных и важнейших компонентов хоккейной игры. Основывается тактика на технической, физической и психологической подготовленности игроков. Для организации игры существует большое количество тактических построений. Команда профессионалов высокого класса отличается от других большим разнообразием построений, наличием тактических особенностей, способностью менять тактический рисунок игры в ходе матча. Поэтому большое внимание в ходе многолетнего обучения хоккеистов уделяется тактическим построениям и перестроениям.
Хоккейная тактика подразделяется на: индивидуальные действия; групповые и командные действия в атаке и обороне. Эти две составляющие хоккейной тактики имеют большое и равное значение.
Индивидуальные тактические действия хоккеиста представляют собой действия хоккеиста во время игры. Если хоккеист рационально использует знания, полученные им во время тренировок, в игре, то можно говорить, что его индивидуальная тактика находится на высоком уровне. В область индивидуальных тактических приемов входят обязательные для всех рекомендации, следовать которым должны все без исключения хоккеисты.
Для хоккеиста важно знать главные тактические приемы своих соперников, выбор позиции, действия в атаке и обороне и т. д.
Хоккеист должен знать насколько быстро катается его соперник на коньках? Как играет слева или справа? Применяет ли обводку и финты? Любит ли силовую борьбу? владеет клюшкой при отборе шайбы? Как передает шайбу и как принимает ее? С каких позиций бросает по воротам? Как играет в нападении и защите? Каким способом бросает шайбу?
Зная ответы на все поставленные вопросы, хоккеист будет обдумывать свою индивидуальную тактику игры в общем тактическом замысле игры команды против определенного соперника.
Тактика атаки
Тактика атаки – это организация индивидуальных, групповых и командных действий для того, чтобы забросить шайбу в ворота соперника. Основная цель атаки – взятие ворот противника. Обычно атака рождается у ворот. Срыв наступления соперников, означает начало атаки. Завершается атака в зоне нападения, развивается – в средней зоне.
Атака начинается сразу после овладения хоккеистами шайбы, осуществляются передачи впереди катящемуся партнеру или партнеру, находящемуся в более выгодной позиции. Нападающая команда старается создать численное преимущество на определенном участке поля, создать помехи вратарю во время броска, стараться при срыве атаки опять овладеть шайбой и продолжить атаку, но уже позиционную. Атака должна идти широким фронтом, то есть необходимо как можно шире развернуть защиту. Атакующие должны обеспечивать глубину позиционной атаки за счет расположения хоккеистов на большей площади зоны нападения, осуществляя постоянные перемещения, открывания и увод опекунов; в позиционной атаке по возможности принимают участие 5 хоккеистов. При атакующих действиях хоккеисты должны как можно шире использовать импровизации.
От того, как завершиться атака, зависит ее успех. Непосредственную угрозу воротам создает хоккеист, который находится с шайбой в зоне нападения. Если он уходит в угол поля, мчится вдоль борта – острота атаки утеряна. Не всегда у хоккеиста с шайбой получается атаковать ворота противника с ходу. В этом случае нельзя уходить в угол площадки. Если у хоккеиста с шайбой слишком высокая скорость, а его партнеры находятся сзади, то нападающему следует, обходя соперника, двигаться за ворота. Из-за ворот можно сделать передачу своему партнеру, который находится в более выгодном положении, или бросать самому.
Иногда нападающий не может пробиться вперед, так как на его пути стоят два соперника. Делать передачу некому, так как все его партнеры отстали или находятся под плотной опекой соперника. В этом случае помощи ждать не откуда, можно немного выиграть время, пока ему придут на помощь, не следует в этом случае близко приближаться к борту или поворачиваться к сопернику спиной, лучше развернуться боком, чтобы можно было самому контролировать развитие хоккейной ситуации. Заметив партнера, нужно быстро и точно передать ему шайбу, а самому устремиться к воротам.
В атаке, надо уходить от опеки, не нужно откатываться на фланг или угол, здесь у хоккеиста остается мало возможностей для маневра. Хоккеист должен стремиться выйти на голевую позицию, т. е. на ту точку площадки, откуда можно поразить ворота противника или неожиданно оказаться возле ворот, чтобы получить передачу. Задача эта не простая, но в этом-то и заключается мастерство хоккеиста. Побеждает тот, кто хитрее, терпеливее, изобретательнее.
Постарайтесь оторваться от своего опекуна, и, увидев, что ваш партнер делает передачу, внезапно выскочить вперед и с ходу пробить по воротам. Можно уйти за ворота, куда вряд ли последует соперник. Как только соперник потеряет вас из вида, сразу же занимайте голевую позицию. Хоккеист должен стараться передавать шайбу тому игроку, который находится в более выгодной позиции.
Ожидая передачу, надо находится к своему партнеру вполоборота, чтобы видеть и партнера и ближайшего соперника. В таком положении легче будет оценить ситуацию на поле и легче остановить шайбу и затем послать ее в ворота. Однако не стоит умолять мастерство соперника, он будет препятствовать занять вам голевую позицию, задерживать вашу клюшку, толкать, порой явно нарушая правила, поэтому надо быть терпеливым.
Успешное проведение атаки зависит от точности и остроты передач. Чем быстрее движется шайба, чем больше неожиданных ситуаций создает команда для соперника, чем больше шансов на успех. Чтобы сделать передачу, надо иметь свободного игрока. Поэтому, как только хоккеист сделал передачу, ему надо стремиться занять такую позицию, чтобы в любой момент он мог получить шайбу.
В атаке нужны точные и быстрые передачи, нельзя передерживать шайбу. Передача может оказаться нерезультативной. Если она задерживает развитие атаки. Самое важное, неожиданно для соперника выскочить к шайбе, отлетевшей от вратаря (от защитника, от лицевого борта). Главное точно рассчитать момент, когда шайба будет возле ворот и место, куда она отскочит. Поэтому хоккеист должен правильно просчитывать действия своих соперников и партнеров.
Тактика обороны
Оборона начинается там, когда потеряна шайба, и представляет собой организацию индивидуальных, групповых и командных действий для отбора шайбы у соперника. Основная цель обороны – торможение и срыв атаки противника и отбор шайбы в итоге. Основные принципы обороны: отбор шайбы начинается сразу же после ее потери; в обороне принимает участие вся команда (все шесть хоккеистов), оборона должна быть активной и проводится на дальних подступах к своим воротам, обороняющиеся должны обеспечивать взаимостраховку и глубину обороны.
По способу организации и построению хоккеистов различают действия команды в обороне. Тактические действия как в атаке, так и в обороне имеют свою специфику в зависимости от места применения действий: в зоне нападения, в средней зоне, в зоне защиты.
При выборе тактики игры для каждого конкретного матча надо учитывать уровень подготовки хоккеистов своей команды; уровень подготовленности команды противника; тактику ведения наступательных и оборонительных действий противника. Тактические действия хоккеистов должны меняться в ходе игры в зависимости от действия соперников.
Спортивные роли хоккеистов
Роль центрального нападающего
В современном хоккее ему принадлежит главная роль. На площадке он остается основным игроком. Как правило, на место центрального нападающего назначают самого способного и талантливого игрока, знающего все тонкости хоккея и разбирающегося во всех сложных игровых моментах.
Чаще всего он начинает атаку и успех ее зависит от тактического мышления и индивидуального технического мастерства хоккеиста. Очень часто центральный нападающий попадает в трудные ситуации, так как играет на самом трудном участке поля.
Нападающий является главным как в нападении, так и в защите, поэтому все лучшие качества нападающего игрока и игрока защиты должны быть у него. Кроме того, он должен быть расположен к коллективной игре и уметь играть в коллективе. Нападающий должен обладать организаторскими способностями, знать особенности игры партнеров и в случае необходимости помогать им. Если шайбой овладевает соперник, центральный нападающий должен своевременно переключаться на активные оборонительные действия, помогая защищаться своим партнерам. Он сам непосредственно вступает в борьбу за шайбу и страхует своих игроков. Слабая игра нападающего сказывается на игре всей команды.
Центральный нападающий должен быть хорошо подготовлен физически, должен уметь выполнять разнообразные передачи и из любого положения выкладывать шайбу партнеру. Должен уметь правильно вести силовые единоборства, точно и сильно бросать по воротам, грамотно вести позиционную игру, успешно играть при вбрасывании шайбы, страховать своих партнеров, опекать соперников на пятачке, принимать, в случае необходимости, шайбу на себя – только в этом случае игра команды будет достойной.