Типы_внеурочных_занятий

Типы_внеурочных_занятий

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно – нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

  1. Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  1. Психологические формы
  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.
Читайте также:  Анита_луценко_рост_вес

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Типы внеурочных занятий

Автор: Туманова Надежда Генриховна

Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Населенный пункт: Город Йошкар-Ола

Автор: Миронова Наталья Васильевна

Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Тема: «Развитие быстроты реакции и совершенствование мыслительных операций. Загадочный квест».

Тип занятия: внеурочная деятельность.

Форма занятия: интеллектуальный квест.

Цель: мотивация обучающихся на учебную деятельность, создание условий для личностного развития и закрепления полученных знаний, развитие познавательных способностей обучающихся.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе
  • изучения учебных предметов;
  • рассмотреть в ходе занятия решение поисково-творческих заданий с опорой на алгоритм рассуждений, поисковую активность и сообразительность детей;
  • способствовать развитию творческой активности;
  • формировать культуру общения;
  • формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда;
  • развивать умение коллективной деятельности в работе.

Планируемые результаты:

Личностные — уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,

Метапредметные — развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;

Предметные — активное включение обучающихся в продуктивную творческую деятельность, развитие познавательной активности обучающихся, а также навыков контроля и самоконтроля.

Технологии: квест-технология, игровая, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.

План занятия

  1. Организационный блок.
  1. Приветствие детей и гостей
  2. Мотивация к действию «Зашифрованное послание»
  3. Сообщение темы и цели занятия

2.2.Поисково-творческие задания «Установи закономерность», «Собери пазлы»

2.3.Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления «Филворд», «Математическая грамматика», «Путаница»

2.4. Развитие быстроты реакции. Игры «Наборщики», «Угадайка», «Собери ключевую фразу»

3 Итоговый блок.

Рефлексия, итоги занятия, пожелания, награждение

Ход занятия

  1. Организационный блок
  1. Приветствие детей и гостей

Добрый день! Мы рады приветствовать наших гостей на занятии кружка «Умники и умницы».

В течение этого учебного года проходил интеллектуальный марафон среди вторых классов.

Сегодня следующий этап марафона – встреча сильнейших участников 2а и 2б классов для делового дружеского общения. Сегодня мы не будем соревноваться, а будем по-дружески общаться, выполняя разные задания.

В школу ходим мы не зря,

Без наук никак нельзя!

В жизнь неграмотным войдешь –

За минуту пропадешь!

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать,

А в игре проверить можно-

Просто будет или сложно.

Вот мы и предлагаем провести сегодня необычное занятие. Это будет Загадочный квест.

1.2.Мотивация к действию

Задание «Тайное письмо»

В наши руки попало какое-то зашифрованное послание. Надо его разгадать.

На листе не видно, что написано. Но есть один старый способ — «секрет». Если покрыть лист бумаги красками, то, возможно, секрет откроется. Попробуем?

Приглашаем по одному человеку от каждого класса разгадать тайное письмо.

Давайте прочитаем хором.

«Корабль потерпел крушение. Капитан с командой спаслись и закопали сундук с сокровищами на острове. Надо найти клад».

Значит, мы отправляемся с вами в морское путешествие на поиски сокровищ.

Путешествие будет неблизким. В пути нас ожидают всевозможные препятствия и различные открытия. Вам предстоит проявить находчивость, упорство и смекалку.

А на чем мы отправимся в путешествие?

Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей. (Корабль)

Задание «Установи закономерность»

Правильно, значит, мы отправимся на корабле.

Давайте подберем подходящий корабль.

А подобрать его мы сможем, установив закономерность.

Ну, а это все-таки наш корабль для предстоящего путешествия (на слайде).

Поэтому, вы уже не ученики, а самые настоящие путешественники. А еще лучше, два морских экипажа, которые будут помогать друг другу в пути.

Проходя испытания, после выполнения каждого задания квеста, вы будете получать тайные конверты, содержимое которых поможет вам открыть сундук с сокровищами.

  1. Познавательно-игровой блок

2.1. «Собери пазлы»

А вот и первое испытание.

Задание «Собери пазлы»

Надо из пазлов собрать карту-маршрут нашего путешествия. Откройте конверт с заданием «Пазлы» и соберите карту.

Ребята, сверьтесь теперь с оригиналом карты, правильно ли выполнили задание.

Молодцы! Вручаем тайный конверт.

2.2. Интеллектуальная разминка

Прежде чем отправиться бороздить моря и океаны по данному маршруту, проверим, насколько вы готовы к отплытию.

Задание «Морская разминка»

  • Как называется место, где стоит капитан(капитанский мостик)
  • Как называется окно на корабле(иллюминатор)
  • Как называется комната, где спят матросы(каюта)
  • Лодка на корабле(шлюпка)
  • Приспособление, опускаемое в воду для остановки корабля(якорь)
  • Самая Большая волна(Цунами)
  • Повар на корабле(кок)
  • Лестница на корабле(трап)
  • Нижняя часть корабля, где обычно находится груз(трюм)

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Если клад найти хотите,

В путь скорее поспешите.

2.3. Логически-поисковые задания

2.3.1. «Филворд»

Наш корабль идет строго по курсу.

На горизонте остров «Сказочный»

Задание «Филворд»

Откройте конверт «Филворд».

Найдите и вычеркните в таблице имена сказочных героев. Слова могут быть написаны как слева направо, так и справа налево.

ф

х

а

л

и

с

а

р

т

с

щ

ь

о

н

и

т

а

р

у

б

ч

я

в

о

р

е

ь

п

м

н

м

а

л

ь

в

и

н

а

с

о

д

е

м

а

л

ы

ш

с

т

у

а

б

с

а

б

а

р

а

к

щ

э

л

л

и

в

ы

ф

ж

д

з

ф

а

л

и

ш

а

р

т

с

э

б

а

г

у

д

в

и

н

о

п

д

ф

м

а

у

г

л

и

ю

ы

Давайте проверим, имена каких сказочных героев вы нашли.

Называем по одному герою от каждого экипажа.

Вручаем тайный конверт.

2.3.2. «Математическая грамматика»

Наше путешествие продолжается.

Право руля! Полный вперед!

Мы подплываем к «Заливу Мыслителей»

Задание «Математическая грамматика»

Надо выполнить математические действия и записать получившееся слово. Давайте вспомним, как выполнять это задание.

А теперь откройте конверт с заданием «Математическая грамматика».

1. Рама-ра+тема+кортик-кор=МАТЕМАТИК

2. Эра-а+удочка-очка+сидит-сид=ЭРУДИТ

3. Село-се+гитара-тара+ка=ЛОГИКА

4. Смех-х+карта-рта+л+галка- гал=СМЕКАЛКА

Проверим, какие слова у вас получились.

Познавательный момент «Это интересно!»

А вы знаете, что ум должен тренироваться так же, как и любые другие мышцы в организме. Чем сильнее вы пытаетесь запоминать новую информацию, тем больше вам удастся развить вашу память. В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать. )

Примеры необычных свойств памяти у некоторых известных людей:

• Александр Македонский был в состоянии запомнить все имена своих солдат. А всего насчитывалось около 30000 человек в его армии.

• Моцарт был в состоянии играть и записывать все ноты из мелодии, которую он слышал всего лишь один раз.

Вручаем тайный конверт.

2.3.3. «Путаница»

Наш парус весело качает,

Вода блестит на ласковой волне.

Но вдруг радист нам сообщает

О странностях на нашем корабле.

Впереди Бермудский треугольник.

Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Нам надо показать хорошие знания и взаимовыручку. Работать будем дружно и быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину.

Задание «Путаница»

Нет ни склада тут, Ни лада…

Читайте также:  Занятия_на_тренажере_для_пресса

Переставьте всё как надо!

Исправьте ошибки. Переставьте карточки так, чтобы получились верные утверждения.

Пингвины- жители пустыни.

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Могучий ёж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Пингвины плавают на льдине,

Ужата ползают в трясине,

Шоферы возят груз в машине.

Ребята очень любят дыни,

Верблюды — жители пустыни.

Медведи знают толк в малине,

Могучий лев не знает страха,

Неспешно ходит черепаха,

Колючий ёж в траве таится,

За ним охотится лисица.

Вручаем тайный конверт.

2.4. Весёлая переменка

Вот мы и справились с заданием, смогли избежать опасности и немного устали. Нет лучшего отдыха, чем морская физминутка.

Наши помощники проведут разминку.

Морская физкультминутка

Наше море волновалось, (Руки вытянуть в стороны и выполняются движения волн)

  • не хочет затихать. (Руки постепенно опускаются по швам)

Может солнце нам поможет, (На носочках тянемся вверх)

  • стихией совладать. (Руки опускаются вниз)

Не волнуйся, море, раз, (Наклон влево)

Не волнуйся, море, два, (Наклон вправо)

Не волнуйся, море, три, (Наклон вперед)

  • гости мы к тебе пришли. (Широко раскрываем руки)

2.5. Развитие концентрации внимания, памяти, мышления

2.5.1. «Наборщики»

Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает. Мы подплываем к «Мысу Свершений».

Около мыса живет огромный осьминог.

Познавательный момент «Это интересно!»

А вы знаете, что осьминоги – довольно умные животные. Они способны запоминать лица людей, различают геометрические фигуры и могут даже исполнять несложные трюки.

Они умеют менять свою окраску и по окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог — белого цвета, в момент злости приобретает красноватый оттенок.

И этот огромный осьминог не пропустит ваш корабль до тех пор, пока вы не поможете ему сочинить новые слова из букв слова «Русалочка».

Задание «Наборщики»

Открываем конверт с заданием «Наборщики». На выполнение этого задания дается 1 минута. Полученные слова записывайте на листочке. Время пошло.

Давайте проверим, какие слова у вас получились.

Молодцы, неплохо. Огромный осьминог пропускает нас, а вы получаете тайный конверт.

2.5.2. «Угадайка»

Наш парус ветер подгоняет.

Корабль скользит по ласковой волне.

Вон за бортом дельфин играет,

Резвясь в прозрачной глубине.

А с кем он играет? Со своими подружками – морскими звездами. Заходим в бухту «Загадочная».

Давайте вместе с ними отгадаем загадки.

Задание «Угадайка»

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

(Осьминог)

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

Панцирь каменный – рубаха.

(Черепаха)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Познавательный момент «Это интересно!»

А вы знаете, что живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк в них – и спрятались.

Молодцы, справились с заданием.

Вручаем тайный конверт.

2.5.3. «Собери ключевую фразу»

А вот и остров Сокровищ. А где же сундук?

«Привет, ребята! Вы проделали такой опасный и длинный путь, стремясь найти сундук с сокровищами. Я благодарю вас за работу.

А ведь сундук все это время находился рядом с вами».

Ой, а сундук никак не открывается. Что же делать?

«Чтобы открыть сундук, вы должны составить ключевую фразу, которая вам и поможет. Вскройте ваши тайные конверты и из слов составьте фразу».

Задание «Собери ключевую фразу»

Для выполнения этого задания экипажам нужно объединиться.

Откройте конверты и составьте свои слова.

Посмотрим, что у нас получилось.

Толь-ко силь-ным, ум-ным, сме-лым, поко-ряются мо-ря !

  1. Итоговый блок

3.1.Подведение итогов

Вот сундук и открылся. Действительно, сокровища. Монеты, драгоценности. И записка. Тут что-то написано. Прочитаем?

«Вы нашли клад. Но самый драгоценный клад – это ваши знания. Все, что вы сегодня вспомнили или узнали – это и есть настоящий клад.

Ваш капитан»

Вот видите, оказывается, есть вещи, которые важнее всяких сокровищ. Что это?

Избороздили океан.

Мы побывали тут и там.

Но пора вернуться в школу.

Нам еще учиться в пору.

Мы уже не морская команда, но мы останемся друзьями.

Все немножко вы устали,

Потрудились славно.

Зато умней, дружнее стали,

А в школьной жизни это главное!

3.2.Рефлексия

Наш «Загадочный квест» подошёл к концу. И в финале поделимся впечатлениями о нашем путешествии.

Какое путешествие у нас получилось? Давайте подберем слова, характеризующие наш квест.

Составление кластера

(Квест. Познавательный, увлекательный, интересный, веселый, загадочный, скучный, грустный, страшный, трудный, необычный, неинтересный)

Мы рады, что квест вам понравился. Желаем, чтобы после этого занятия у вас остались радостное настроение и прочные знания, и вам всегда было интересно путешествовать по океану знаний.

3.3. Награждение

Дети, спасибо за работу.

Гостей благодарим за внимание и поддержку!

А своими найденными сокровищами поделимся с гостями.

Всем успехов и удачи!

Список используемых источников

Описание типов внеурочной деятельности

Механизмы реализации внеурочной деятельности обучающихся.

Организационные модели внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет и выстраивает модель внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Обязательными при этом являются следующие параметры:

-направления внеурочной деятельности и максимальное количество часов на ее организацию.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

Модель внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся.

Подробное описание моделей внеурочной деятельности представнно в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ N" 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Указанный документ — основа организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности в соответствии с основными положениями ООП.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель:

В соответствии с данной моделью неурочная деятельность может осуществляться через:

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продлённого дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

В основу представленной базовой модели были положены её возможные организаторы и исполнители. Соответственно:

учителя, преподаватели, руководители физического воспитания и т. д образовательного учреждения;

Читайте также:  Как_поднять_прыжок_в_волейболе

педагоги дополнительного образования самого образовательного учреждения;

педагогические работники учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

воспитатели и другие педагогические работники образовательного учреждения, обеспечивающие функционирование групп продлённого дня («школы полного дня»);

педагогические работники, исполняющие функции классных руководителей;

иные педагогические работники образовательного учреждения (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и т. д.) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

педагогические работники образовательного учреждения, а также социальные партнёры, участвующие в соответствующей инновационной деятельности.

Дополнительно нужно отметить, что практически во всех вышеприведённых случаях могут быть привлечены ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные, научно-методические и т. д.) социальных партнёров образовательного учреждения, организующего внеурочную деятельность.

В то же время заявленная базовая модель не означает, что все упомянутые работники образования должны быть задействованы во внеурочной деятельности одновременно. Она лишь показывает возможный потенциал, который может привлечь образовательное учреждение.

На практике к реализации внеурочной деятельности (всей или большей её части) привлекаются лишь некоторые из перечисленных выше педагогических работников. В соответствии с этим могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

— модель «школы полного дня» — реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного, включая школу полного дня);

-инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Известно, что при отсутствии возможности для внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (Приказ Минобрнауки РФ от 26 октября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373»).

Потенциал учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта, молодежной политики может быть использован но направлениям: научно-техническое; спортивно-техническое; художественно-эстетическое; культурологическое; эколого-биолоеское; физкульгурно-спортивное; туристско-краеведческое; военно патриотическое; социально-педагогическое. Указанные направления встраиваются в обозначенные ФГОС направления внеурочной деятельности: -спортивно-оздоровительное; -духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; -общекультурное.

Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А

дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию

дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание (направления) и методы работы. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Внеурочной деятельности школьников «за пределами» образовательного учреждения требуется оформление соответствующих договорных отношений.

Показатели эффективности реализации договорных отношений:

— договоры разработаны и заключены в соответствии с действующими юридическими нормами и уставом образовательного учреждения;

— дополнительно создано необходимое нормативное обеспечение, связанное с внеурочной деятельностью (например, положение, предполагающее реализацию модели школы полного дня);

— документы уточняют и конкретизируют порядок выполнения требований ФГОС при определении направлений и выборе форм реализации внеурочной деятельности, использовании ресурсного обеспечения.

Таким образом, данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление пе рехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями и другими педагогическими работниками образовательного учреждения, обеспечивающими функционирование групп продлённого дня.

Предварительно необходимо уточнить, что общеобразовательное учреждение (согласно п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении) вправе открывать группы продлённого дня по запросам родителей (законных представителей).

Ключевые идеи данной модели:

создание условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие практически все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации дополнительных финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно- образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

В заключение необходимо подчеркнуть, что базовая и четыре основных типа организационных моделей внеурочной деятельности не исключают возможности для образовательного учреждения создания собственной модели внеурочной деятельности. Базовая и четыре основных типа организационных моделей внеурочной деятельности могут служить основой для конструирования комбинированной модели, учитывающей особенности регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения.

Ссылка на основную публикацию
Тест_купера_таблица_по_возрастам
Тест Купера в беге, плавании и вело Тест Купера широко используется для определения физической подготовленности профессиональных спортсменов и солдат спецназа....
Творог_высокий_инсулиновый_индекс
Таблица инсулинового индекса Как это ни странно, но три цели, поставленные перед спортсменами, бодибилдерами и диабетиками, абсолютно совпадают: повышение инсулиновой...
Творог_домик_в_деревне_состав
Творог домик в деревне состав Полезен для косточек Творог «Домик в деревне» приготовлен из свежего молока по традиционному рецепту, это...
Тест_на_выносливость_сердца
Тест на выносливость сердца Статистика неумолимо рапортует: люди резко снижают свою двигательную активность к 30 годам. Впоследствии дела обычно еще...
Adblock detector