Тренировка_детского_сердца

Тренировка_детского_сердца

Работа сердца

Сердце взрослого человека по размерам примерно равняется сжатому кулаку. Но за 24 часа оно вырабатывает энергию, которой бы хватило, чтобы поднять 68 тысяч килограммов груза, или вес локомотива, на высоту 30 сантиметров от земли. За двадцать четыре часа оно перекачивает около 16 360 литров крови.

Этот удивительный орган, вес которого может составлять от 225 до 340 граммов, по строению напоминает двухэтажный дом. Каждая его часть имеет помещение сверху, ушко предсердия, а также помещение внизу, правый и левый желудочек.

С каждой стороны между ушком к желудочком есть дверь, которая называется клапаном, но между двумя половинами нет клапана. Из желудочков и артерий есть выходы, а от вен в ушки — входы. Все двери в здоровом сердце очень хорошо подогнаны, поскольку кровь, вытесненная сердцем, не должна попасть обратно через ту же самую дверь. Клапаны открываются и закрываются с каждым ударом сердца.

Практически сердце имеет два насоса, по одному с каждой стороны. Левая сторона поднимает от легких обогащенную кислородом кровь и гонит ее по телу. Правая сторона получает ее обратно с меньшим содержанием кислорода, но с большим содержанием двуокиси углерода и гонит ее в легкие.

Два верхних помещения, ушки предсердия, имеют более тонкие стенки, поскольку качают кровь лишь на небольшие расстояния в нижние помещения. Правый желудочек имеет стенки потолще, поскольку он гонит кровь в легкие. Наиболее важная часть сердца — левый желудочек с самыми толстыми стенками, поскольку ему приходится перекачивать кровь на самое большое расстояние.

Сердце сжимается и разжимается примерно 100 тысяч раз в сутки. В детском возрасте пульс составляет 90—100 ударов в минуту, а у взрослых — 70—80 ударов в минуту. Когда вы делаете какие-то усилия, например, бежите, частота ударов может увеличиться примерно в три с половиной раза.

Тренировка детского сердца

Как тренировать сердце ребенка? Сердце — это первый орган, с которым знакомится ребенок, узнает его расположение и функции. Он знает, что от сердца зависит жизнь, и должен знать (с помощью родителей), как можно улучшить работу сердца. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за нарушение ритма, запугивать смертью или больницами. Наоборот, нужно настраивать его не против своего тела, а давать подсказки правильного и здорового образа жизни:

1. Рассказать о пользе утренней зарядки. Известно, что именно утренняя разминка идет на пользу сосудов и сердца.

2. Приучать ребенка есть вовремя и по распорядку, ложиться спать в положенные часы.

3. Поведать о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе, о том, как они оживляют сердце.

4. Защищать сосуды с детства. Не нужно кормить ребенка жирными и дорогими колбасами, жирными мясом. Лучше приучать его к легкому мясу (птицы), овощам и фруктам.

5. Не забывать о витаминах, которые надо покупать весной и осенью. Полезной для сердца окажется профилактика рыбьим жиром в удобных капсулах.

6. Рассказать ребенку о вреде курения и алкоголя. Ведь одна банка пива или сигарета для 14-летнего сердца — непомерная нагрузка.

7. Своевременно лечить другие болезни (простуды, грипп, ангину), посещать стоматолога, потому что кариозные инфекции опасны осложнениями, и даже на сердце. Проверить тренированность сердца можно простым способом: после десяти приседаний измерить пульс у ребенка. Если он повышен (до 130-150 ударов), то мышце нужна поддержка.

Тренировка детского сердца

51. Тренировка сердца

Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбрасываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от потребности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом физическом труде потребность в кислороде повышается по крайней мере в 6-8 раз. Во время сна, наоборот, потребление кислорода снижается. Увеличить минутный объём, а следовательно, усилить свою работу сердце может двумя путями: учащением сокращений и повышением систолического объема.

Сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни и не привыкшего к физической работе, лишь в очень малой степени может менять объем сокращений. Оно увеличивает свою работу почти исключительно путем учащения сокращений, что ведет к резкому укорочению сердечных циклов. Так, при 160-180 сокращениях в минуту на долю каждого цикла приходится менее 0,4 секунды. При таком темпе сокращение желудочков длится столь короткое время, что они не успевают развить полную силу и изгнать всю находящуюся в них кровь. К тому же пауза, во время которой сердце отдыхает и наполняется кровью, почти совсем отсутствует. В результате слабеет работа сердечной мышцы и уменьшается наполнение сердца кровью, притекающей из вен.

Увеличение систолического объема происходит за счет большего расширения желудочков во время диастолы. Предел, до которого может увеличиться вместимость желудочков во время диастолы, составляет величину запасных, или резервных, сил сердца, Повышение запасных сил достигается путем тренировки сердца, иными словами, частым предъявлением сердечной мышце повышенных требований. Подвижный образ жизни, физическая работа, занятия гимнастикой, спортом — все это укрепляет сердечную мышцу, делает ее более толстой и более растяжимой.

Тренированное сердце спортсмена при интенсивной работе может повысить минутный объем в 8-10 раз. У хорошо тренированных людей в условиях покоя частота сердечных сокращений не достигает 60 в минуту, а нередко снижается до 40-50. Зато систолический объем увеличен до 80-90 мл, а иногда даже до 120 мл. У спортсменов, специализировавшихся на длительных напряжениях, например у бегунов на сверхдлинные дистанции, пульс при покое может снижаться до 32-35 ударов в минуту.

В момент большого напряжения тренированное сердце может сокращаться более 200 раз в секунду при систолическом объеме, равном 180-200 мл и даже до 240 мл.

Предел работоспособности человека в значительной степени определяется запасными силами сердца. Их значение становится особенно очевидным в тех случаях, когда жизнь предъявляет сердцу необычно большую и длительную нагрузку, например при заболеваниях. Известно, что при воспалении легких и при других тяжелых болезнях наступление смерти чаще всего зависит от недостаточной деятельности сердца: оно оказывается слишком слабым и не может удовлетворить связанные с болезнью повышенные требования организма.

Переутомление сердца. Если на долю сердца выпадает чрезмерная, непосильная работа, оно быстро утомляется, его сокращения становятся более слабыми, уменьшается количество крови, выбрасываемой в аорту. Чрезмерное напряжение сердечной мышцы не только не способствует укреплению сердца, но, наоборот, очень вредно сказывается на его работе и на общем состоянии организма. При частой перегрузке сердце растягивается, а сердечная мышца становится вялой и дряблой. Люди с переутомленным сердцем неспособны выполнять большую работу, с трудом поднимаются на лестницу и, что особенно важно, плохо переносят тяжелые болезни. У таких людей может наступить резкое ослабление сердечной деятельности и даже смерть от остановки (паралича) сердца, или, как иногда говорят, от "разрыва" сердца. Ослаблению сердечной деятельности может способствовать чрезмерный физический труд, злоупотребление спортом, длительные умственные занятия, сопровождающиеся бессонными ночами, курение табака. Постоянное употребление алкоголя нередко вызывает жировое перерождение сердечной мышцы, при котором мышечная ткань постепенно заменяется жировой. Накопление жира ослабляет сердечную мышцу и может сделать работу сердца недостаточной.

Читайте также:  Жим_лежа_на_силу_для_натуралов

Тренировка детского сердца. Каждая мышца становится толще и сильнее, если она много работает: толщина волокон неработающей мышцы уменьшается, сила ее сокращений снижается. Сердечная мышца всегда работает, что, несомненно, должно способствовать сохранению силы ее сокращений. В течение первых двух лет жизни наблюдается быстрый рост тела, увеличение длины кровеносных сосудов и особенно количества капилляров, а также усиление двигательной активности ребенка. Все это предъявляет к сердцу повышенные требования: оно должно сильнее сокращаться. Такая естественная тренировка содействует тому, что сердце интенсивно растет и значительно увеличивается сила его сокращений, о чем свидетельствует повышение систолического кровяного давления.

Пока ребенок здоров, естественная тренировка его сердца в достаточной мере удовлетворяет потребности организма. Однако запасные силы сердца ребенка далеко не всегда могут обеспечить резко повышенные потребности организма при заболеваниях. У детей не только грудного, но и дошкольного возраста даже такие заболевания, которые у взрослых протекают почти при нормальной температуре (например, расстройства кишечника, воспаление верхних дыхательных путей), вызывают сильное повышение температуры и предъявляют сердцу очень большую нагрузку, что ведет к ослаблению его деятельности. Причиной нарушения сердечной деятельности может быть хронический насморк, воспалительные процессы в ушах, почках и других органах и даже глисты, если они длительное время находятся в организме.

Ослаблением или нарушением сердечной деятельности после перенесенного заболевания объясняется бледность, вялость, легкая утомляемость, малая подвижность ребенка, что нередко сопровождается учащенным пульсом и одышкой. Особенно часто сердце страдает от повторных заболеваний ангиной, от хронического воспаления миндалин (тонзиллита), вирусного гриппа, скарлатины. Последствием этих болезней может быть ревматическое заболевание сердца (ревмокардит), которое ведет к изменениям во внутренней оболочке сердца — эндокарде, сердечной мышце, клапанах сердца. Ревмокардит — наиболее частая причина пороков сердца у детей и подростков.

Для укрепления сердца ребенка нужно, в первую очередь, заботиться об общем укреплении организма, в частности об организации правильного режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Существенное значение имеет все то, что говорилось об укреплении нервной системы, так как ухудшение ее состояния способствует ослаблению сердечной деятельности. Особое значение имеет усиление естественной тренировки сердца ребенка, т. е. повышение его двигательной активности. Надо, однако, тщательно устранять перегрузку сердца, а также беречь нервную систему, особенно в период после перенесенных заболеваний и всякий раз, когда ребенок становится вялым и легко утомляется.

Вопросы: 1. Какие особенности имеют состав и свойства крови у детей различного возраста? 2. Что представляют собой кроветворные органы и в чем проявляются возрастные особенности их функций? 3. Что такое малокровие и какова его профилактика у детей? 4. Каковы строение и функции сердца? Как сердце растет в раннем и дошкольном возрасте? 5. Как изменяется с возрастом частота и сила сердечных сокращений и объем крови, выбрасываемой сердцем в минуту? 6. Каковы кровяное давление и скорость движения крови у детей разного возраста? 7. Как осуществляются рефлекторные реакции сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста? 8. В чем заключается и какое значение имеет тренировка сердца ребенка? 9. Какое состояние организма называется аллергией, каковы ее причины и проявления? 10. В чем проявляется у детей экссудативный диатез? 11. Что такое иммунитет и чем он объясняется? 12. Какие бывают виды иммунитета? 13. Что такое прививки и какое значение они имеют? 14. Чем отличаются лечебные сыворотки от вакцин?

Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста (стр. 12 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Подходящие к сердцу симпатические нервы начинают функ­ционировать еще до рождения. Волокна блуждающего нерва хотя и подходят к сердцу, но еще нет связи между их конечными раз-

ветвлениями и клетками нервных узлов, через которые передаются импульсы сердечной мышце. Только после рождения, и то не сразу, устанавливается эта связь. ‘ Даже после установления связи между нейронами долгое время отсутствуют те сердечные рефлек­сы, которые протекают при участии блуждающего нерва. Поэтому, например, в грудном возрасте ориентировочный рефлекс обычно сопровождается учащением сердечных сокращений, а не уреже-нием, как это свойственно старшим детям и взрослым.

В детском возрасте очень изменчиво функциональное состояние нервных клеток: меняется уровень их возбудимости, а сильное или длительное возбуждение легко переходит в торможение. Этой осо­бенностью нервных клеток объясняется характерная для детей раннего и дошкольного возраста’ неустойчивость ритма сердечных сокращений. Электрокардиограмма, т. е. графическая запись сер­дечных импульсов, с помощью электрических датчиков показывает, что циклы сердечных сокращений заметно отличаются друг от друга по их длительности, по высоте зубцов и длительности ин­тервалов между отдельными зубцами. Неустойчивы и рефлектор­ные изменения работы сердца и сосудов, в частности собственные рефлексы кровеносной системы, направленные на поддержание нормального кровяного давления.

В последующие годы постепенно повышается устойчивость как ритма сердечных сокращений,-так и рефлекторных изменений со стороны сердца и сосудов. Однако еще долгое время, нередко вплоть до 15—17 лет, сохраняется повышенная возбудимость сер­дечно-сосудистых нервных центров. Этим объясняется чрезмерная выраженность у детей сосудодвигательных и сердечных рефлексов. Они проявляются в побледнении или, наоборот, покраснении кожи лица, замирании сердца или учащении его сокращений.

51. Тренировка сердца

Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбра­сываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от по­требности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом физическом труде потребность в кислороде повышается по крайней мере в 6—8 раз. Во время сна, наоборот, потребление кислорода снижается. Увеличить минутный объем, а следователь­но, усилить свою работу сердце может двумя путями: учащением сокращений и повышением систолического объема.

Сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни и не привыкшего к физической работе, лишь в очень малой степени может менять объем сокращений. Оно увеличивает свою работу почти исключительно путем учащения сокращений, что ведет к рез­кому укорочению сердечных циклов. Так, при 160—180 сокраще­ниях в минуту на долю каждого цикла приходится менее 0,4 се-

кунды. При таком темпе сокращение желудочков длится етрль короткое время, что они не успевают развить полную силу и из­гнать всю находящуюся в них кровь. К тому же пауза, во время которой сердце отдыхает и наполняется кровью, почти совсем от’ сутствует. В результате слабеет работа сердечной мышцы и умень­шается наполнение сердца кровью, притекающей из вен.

Увеличение систолического объема происходит за счет больше­го расширения желудочков во время диастолы. Предел, до кото­рого может увеличиться вместимость желудочков во время диа­столы, составляет величину запасных, или резервных, сил сердца.:

Повышение запасных сил достигается путем тренировки сердца, иными словами, частым предъявлением сердечной мышце повы­шенных требований. Подвижный образ жизни, физическая работа, занятия гимнастикой, спортом — все это укрепляет сердечную мышцу, делает ее более толстой и более растяжимой.

Читайте также:  Стойка_для_похудения_за_минуту

Тренированное сердце спортсмена при интенсивной работе мо­жет повысить минутный объем в 8—10 раз. У хорошо тренирован­ных людей в условиях покоя частота сердечных сокращений не достигает 60 в минуту, а нередко снижается до 40—50. Зато систоли­ческий объем увеличен до 80—90 мл, а иногда даже до 120 мл. У спортсменов, специализировавшихся на длительных напряже­ниях, например у бегунов на сверхдлинные дистанции, пульс при покое может снижаться до 32—35 ударов в минуту.

В момент большого напряжения тренированное сердце может сокращаться более 200 раз в секунду при систолическом объеме, равном 180—200 мл и даже до 240 мл.

Предел работоспособности человека в значительной степени определяется запасными силами сердца. Их значение становится особенно очевидным в тех случаях, когда жизнь предъявляет сердцу необычно большую и длительную нагрузку, например при заболеваниях. Известно, что при воспалении легких и при других тяжелых болезнях наступление смерти чаще всего зависит от недо­статочной деятельности сердца: оно оказывается слишком слабым н не может удовлетворить связанные с болезнью повышенные тре­бования организма.

Переутомление сердца. Если на. долю сердца выпадает чрез­мерная, непосильная работа, оно быстро утомляется, его сокраще­ния становятся более слабыми, уменьшается количество крови, выбрасываемой в аорту. Чрезмерное напряжение сердечной мыш­цы не только не способствует укреплению сердца, но, наоборот, очень вредно сказывается на его работе и на общем состоянии организма. При частой перегрузке сердце растягивается, а сердеч­ная мышца становится вялой и дряблой. Люди с переутомленным сердцем неспособны выполнять большую работу, с трудом подни­маются на лестницу и, что особенно важно, плохо переносят тяже­лые болезни. У таких людей может наступить резкое ослабление сердечной деятельности и даже смерть от остановки (паралича)

сердца, или, как иногда говорят, от «разрыва» сердца. Ослаблению сердечной деятельности может способствовать чрезмерный физи­ческий труд, злоупотребление спортом, длительные умственные за­нятия, сопровождающиеся бессонными ночами, курение табака. Постоянное употребление алкоголя нередко вызывает жировое перерождение сердечной мышцы, при котором мышечная ткань постепенно заменяется жировой. Накопление жира ослабляет сер­дечную мышцу и может сделать работу сердца недостаточной.

Тренировка детского сердца. Каждая мышца становится толще и сильнее, если она много работает: толщина волокон неработаю­щей мышцы уменьшается, сила ее сокращений снижается. Сердеч­ная мышца всегда работает, что, несомненно, должно способство­вать сохранению силы ее сокращений. В течение первых двух лет жизни наблюдается быстрый рост тела, увеличение длины крове­носных сосудов и особенно количества капилляров, а также усиле­ние двигательной активности ребенка. Все это предъявляет к серд­цу повышенные требования: оно должно сильнее сокращагься. Такая естественная тренировка содействует тому, что сердце интенсивно растет и значительно увеличивается сила его сокраще­ний, о чем свидетельствует повышение систолического кровяного давления.

Пока ребенок здоров, естественная тренировка его сердца в достаточной мере удовлетворяет потребности организма. Однако запасные силы сердца ребенка далеко не всегда могут обеспечить резко повышенные потребности организма при заболеваниях. У де­тей не только грудного, но и дошкольного возраста даже такие заболевания, которь-.е у взрослых протекают почти при нормаль­ной температуре (например, расстройства кишечника, воспаление верхних дыхательных путей), вызывают сильное повышение тем­пературы и предъявляют сердцу очень большую нагрузку, что ве­дет к ослаблению его деятельности. Причиной нарушения сердеч­ной деятельности может быть хронический насморк, воспалитель­ные процессы в ушах, почках и других органах и даже глисты, если они длительное время находятся в организме.

Ослаблением или нарушением сердечной деятельности после перенесенного заболевания объясняется бледность, вялость, лег­кая утомляемость, малая подвижность ребенка, что нередко сопро­вождается учащенным пульсом и одышкой. Особенно часто сердце страдает от повторных заболеваний ангиной, от хронического вос­паления миндалин (тонзиллита), вирусного гриппа, скарлатины. Последствием этих болезней может быть ревматическое заболева­ние сердца (ревмокардит), которое ведет к изменениям во внутрен­ней оболочке сердца — эндокарде, сердечной мышце, клапанах сердца. Ревмокардит — наиболее частая причина пороков сердца у детей и подростков.

Для укрепления сердца ребенка нужно, в первую очередь, за­ботиться об общем укреплении организма, в частности об органи-

зации правильного режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Существенное значение имеет все то, что говори­лось об укреплении нервной системы, так как ухудшение ее состоя­ния способствует ослаблению сердечной деятельности. Особое зна­чение имеет усиление естественной тренировки сердца ребенка, т. е. повышение его двигательной активности. Надо, однако, тщательно устранять перегрузку сердца, а также беречь нервную систему, особенно в период после перенесенных заболеваний и вся­кий раз, когда ребенок становится вялым и легко утомляется.

Вопросы: 1. Какие особенности имеют состав и свойства крови у детей различ­ного возраста? 2. Что представляют собой кроветворные органы и в чем прояв­ляются возрастные особенности их функций? 3. Что такое малокровие и какова его профилактика у детей? 4. Каковы строение и функции сердца? Как сердце растет в раннем и дошкольном возрасте? 5. Как изменяется с возрастом частота и сила сердечных сокращений и объем крови, выбрасываемой сердцем в минуту?

6. Каковы кровяное давление и скорость движения крови у детей разного возраста?

7. Как осуществляются рефлекторные реакции сердечно-сосудистой системы у де­тей раннего возраста? 8. В чем заключается и какое значение имеет тренировка Сердца ребенка? 9. Какое состояние организма называется аллергией, каковы ее причины и проявления? 10. В чем проявляется у детей экссудативный диатез? 11. Что такое иммунитет и чем он объясняется? 12. Какие бывают виды иммуни­тета? 13. Что такое прививки и какое значение они имеют? 14. Чем отличаются лечебные сыворотки от вакцин?

52. Строение органов дыхания

Значение дыхания. Дыханием называется обмен газов Mf^.ny ‘•’р^ччямпм и окружающей средой. ^ человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляется специальными орга—нами дыхания ——дагкими. Через легкие организм получает кисло­род из вдыхаемого воздуха и отдает в него углекислый газ. В этим нетрудно" убедиться, если сравнить состав вдыхаемого, т. е. атмо­сферного, воздуха с выдыхаемым (рис. 67). В атмосферном возду­хе содержание кислорода ппхопит^ло 21 %. а количество углекис­лого газа не превышает сотых долей процента. В выдыхаемом воздухе количество кислорода снижается до 16%, но зато резко уве­личивается содержание углекислого газа, достигая 4—4,5%.

Дыхательные пути. Прежде чем проникнуть в легкие, вдыхае­мый воздух должен пройти длинный путь. Дыхательный путь. начи­нается, носовой полостью (рис. 68), отделенной от полости рта перегеродкои —’спереди твердой (твердое нёбо), а сзади—мягкой (мягкое нёбо),.У наружного края-носовых отверстии находятся волоски, предохраняющие от. попадания в нос посторонних час­тиц^ Сплошной перегородкой носовая полость разделена на две половины — левую и правую. От. наружных боковых’стенок каж­дой половины полости носа ‘отходят носовые рпкпвины ^рячлрляю-щие ипппиут^ ппппгт^ ня ряп учуиу тпрдрй. через которые проходит вдыхаемый воздух.

Пройдя носовую полость, вдыхаемый воздух попадает в носо-елотку^ Нижняя ее часть (глотка) переходит в две трубки: перед­нюю — дыхательную, заднюю — пищеварительную. Верхняя часть дыхательной трубки называется гортанью (рис. 69). В ее стенках имеется несколько подвижно соединенных между србой хрящей. Самый большой из них — щитовидный хрящ — сильно выступает на передней поверхности гортани; его нетрудно прощупать у себя на шее. С передней стороны гортани, выше щитовидного хряща, находится надгортанник, прикрывающий вход в гортань во время глотания пищи. Внутри гортани имеются голосовые связки—две

Читайте также:  Расположение_височной_мышцы

складки слизистой оболочки, идущие спереди назад. Проход меж­ду ними называется^гд^йшад. й.и^ЦьЕО.

От нижнего ксцш-а-гпря’|Ин>-етголит т. рахе^. Она делится на два бронха, которые входят в правое и левое легкие (рис. 70, Л). В легких. бронхи многократно ветвятся. Хрящевые полукольца, рас­положенные в стенках трахеи и бронхов, делают их упругими и не-сппдающимися, а тем самым — легкопроходимыми для воздуха.

Дыхательный, .путь noKgbiT _слизистдй_абшш1цшй^ В ней имек/тся как отдельные железистые клетки, так и целые группы их, кото­рые образуют небольшие железы,’.’ постоянно выделяющие слизь. К влажной поверхности слизистой оболочки легко пристают микро­бы и мелкие пылинки, находящиеся во вдыхаемом воздухе. В ре­зультате, пройдя дыхательный — путь. воздух почти не содержи г взвешенных части_ц. Кроме того- слизь ослабляет микробов, пони­жая их способность к размноягению и ядовитосчь; некоторые ми­кробы даже погибают, попадая на слизистую оболочку. Из крове­носных сосудов через межклеточные щели и промежутки на поверх­ность слизистой оболочки постоянно выходят лейкоциты, которые захватывают и ‘^нч-тожакп микроб’0^Выделяющаяся ‘из носа слизь всегда содержит немалое количество погибших лейкоцитов.

Большая часть клеток слизистой оболочки снабжена" многочис­ленными подвижными ресничкам’и.. (рис. 71). Они безостановочнп волнообразно колышутся, подобно тому как в поле колышутся от ветра колосья. По направлению к выходу реснички наклоняются быстро, а в обратную сторону—медленно. Своими движениями они постепенно проталкивают слизь, а вместе с ней пылинки и мел­кие частицы по направлению кнаружи.

Легочные пузырьки. Мельчайшие бронхи, имеющие около 0,5 мм в диаметре, кончаются группами легочных пузырьков. По­следние, если смотреть на них снаружи, усеяны полукруглыми вздутиями, которым изнутри соответствуют углубления—альвео-_лы._ или ячейки (рис. 70, Б). Стеной легочных пузырьков состоят из одного слоя’ллоских клеток, окруженного снаружи густой сетью мельчайших кровеносных сосудов.^ Газы легко проникают через тонкую перепонку мтежду кровью и легочным воздухом, образован­ную стенками iryJ^jbKa и Рровен_о^нргп сосугтя Благодаря обилию легочных пузырьков (около 3 млн.) и их ячеистому строению внутренняя поверхность легких очень велика

Если распластать все альвеолы, они займут "Площадь более 100 кв. м.. Большая поверх­ность соприкосновения сосудов с воздухом облегчает об’лел_газов._

Плевра. Внутренняя поверхность грудной полости и каждое "лег"-" кое снаружи покрыты гладкой и всегда влажной оболочкой — плеврой. У места входа в легкое бронхов и кровеносных сосудов легочная плевра, не прерываясь, переходит в плевру, выстилающую грудную полость.

Положение легких в грудной клетке. Легкие занимают всю по­лость грудной клетки, плотно прилегая к ее стенкам и оставляя

Рис. 69. Гортань. А — вид спереди; Б — сзади; В •— сбоку

^-Г^д^яэычная’ кость; 3 — щитовидный хрящ; 3 — перстневидный хрящ; 4 — хря­щи трачен; 5—мышцы гортани; в—над­гортанник; 7 — голосовые связки.

место только для сердца. Уп^ая^^-пегочных пузырь^в все^ гда находится в растянутом состоянии. Это объясняется тем, чт мл

Наружная поверхность легочных пузырьков покрыта очень густой сетью относительно, птчр^их, капилляров. Это облегчает насыщение крови кислородом и ее освобождение от углекислоты.

В течение первого года жизни размер легких, как и грудной клетки, сильно увеличивается. Уже через 2—3 недели после рожде­ния легкие занимают ^з объема грудной полости. Рост легких про­исходит в основном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочных пузырьков. К концу 1-го года вес лег­ких доходит до 150 г, а их объем до 250—280 мл. К этому же вре­мени окружность грудной клетки увеличивается почти в полтора ра­за: с 30—34 до 45—48 см. Поперечный диаметр грудной клетки

Рис. 75 Расположение органов в грудной клетке у новорожденного

/ — сердце, 2 — правое легкое, 3 — левое легкое, 4— зобная железа, в—диафрагма

увеличивается сильнее, чем передне-задний, и уже к 5—6"месяцам оба диаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на 6—8% больше передне-заднего.

Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяется на­правление ребер, которые начинают отходить от позвоночника всё более наклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизни объем грудной клетки изменяется почти исключительно за сче-i сокращения диафрагмы, то к году в дыха­тельных движениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыхание превращается в диафрагмально^ребер-ное, при котором облегчается вентиляция верхней части легких.

Дыхательные движения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными и менее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка объем дыхательных движений около 50 мл, а их частота — 40 в минуту; у годовалого — 70—80 мл при частоте 35 в минуту. Значительно возрастает минутный объем воздуха: около 2000 мл у шестимесячного ребенка и 2600 мл у го­довалого. Уже у месячных детей при сильной двигательной актив­ности или крике минутный объем может увеличиваться путем не только учащения дыхательных движений, но и некоторого их уси­ления. В последующие месяцы способность к усилению дыхатель­ных движений становится все более выраженной. Во второй поло­вине 1-го года жизни максимальный объем дыхательных движений вдвое больше, чем объем при покойном дыхании.

Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом в ран­нем детском возрасте значительно ниже, чем у взрослых. Так, у взрослых выдыхаемый воздух содержит 16,4% кислорода и 4,4% углекислого газа, а у годовалых детей—18% кислорода и 2,4% углекислого газа. Следовательно, в раннем детском возрасте кровь почти вдвое меньше поглощает кислорода и отдает углекислоты. В основном это объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений.

После 1-го года жизни рост грудной клетки сначала заметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность груд­ной клетки увеличивается за 2-й год жизни на 2—3 см, за 3-й — примерно на 2 см, за 4-й—на 1—2 см. В последующие два года рост окружности возрастает (за 5-й год на 2—4 см, за 6-й на 2— 5 см), а за 7-й—снова снижается (1—2 см).

За тот же период жизни (от 1 до 7 лет) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно ниж­них. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в дли­ну, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2—3 годам ста­новится такой же, как и окружность ее верхней части (при изме­рении под мышками). В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю (к 7 годам примерно на 2 см).

Ссылка на основную публикацию
Тренболон_энантат_200
PHARMATREN E 200 Что такое тренболон энантат? Тренболон энантат - это мощный анаболический и андрогенный стероид с продолжительным сроком активности....
Тревожное_состояние_лекарства
Список таблеток от беспокойства Волнение, тревога, беспокойство проявляются навязчивым ощущением ожидания определенных неприятностей. При этом человек пребывает в подавленном настроении,...
Тревор_смит_бодибилдер
Тревор Смит Прозвище: Hot Sauce Дата рождения: 05.01.1981 Возраст: 39 года Рост: 190.5 см / 6'3" Вес: 83.91 кг /...
Тренер_по_аквааэробике
Аквафитнес. Уровень 1 - Базовый курс. ЦЕЛИ ТРЕНИНГА Тренер по плаванию решает не только поставленные перед ним задачи физического характера...
Adblock detector